Дотянуться без трубы: Балтийский СПГ сможет продать газ на отдаленные рынки Европы

Проект Балтийского СПГ, который готовят "Газпром" и Shell, может быть рентабелен в ситуации дальнейшего роста цен на нефть и газ в Европе, говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

В мае 2018 года "Газпром" и нидерландско-британский концерн Shell намерены подписать соглашение по Балтийскому СПГ. Это должно произойти в рамках очередного ПМЭФ.

"Окончательное решение планируется к подписанию в мае, на ПМЭФ", - приводит "Интерфакс" слова источника.

Крупнотоннажный (10-15 млн тонн СПГ в год) завод в Усть-Луге, который расположится на побережье Балтийского моря, планируется ввести в строй через пять-шесть лет.

Напомним, что в конце лета ООО "Газпром СПГ Санкт-Петербург" и Shell Gas & Power Developments B.V. подписали договор о выполнении совместного технико-экономического исследования по проекту "Балтийский СПГ". На подготовку исследования отведено 7 месяцев.

Рынок сбыта

Действующие антироссийские санкции, а также те, что были приняты летом, но еще не вступили в силу, на СПГ-проекты не распространяются, объясняет Игорь Юшков, соответственно, прямого ограничения для "Газпрома" и Shell нет, "есть, скорей, опасения инвестировать в Россию в долгосрочной перспективе". Главный вопрос - каким будет рынок сбыта для этого проекта.

"Газ будет добываться на Ямале, доставляться в Ленинградскую область. Затраты на транспортировку от месторождения, расходы на сжижение, доставка на европейский рынок - все это приводит к тому, что себестоимость может оказаться довольно высокой. Будет ли выгодно транспортировать эту продукцию в Европу? Очевидно, проект должен получать налоговые льготы, как, например, Ямал СПГ. Но под Ямал СПГ разрабатывались новые месторождения, ресурсный же газ для Балтийского СПГ будет браться из единой газотранспортной системы, из месторождений, которые уже разработаны", - говорит эксперт.

Это плюс в том смысле, что компания не тратится на разработку месторождения, минус в том, что ей отказывают в льготах.

В условиях ценового роста

Shell, по словам Юшкова, при сегодняшних ценах на газ в Европе строить этот терминал невыгодно. Зато в проекте Балтийского СПГ есть резон, что называется, на перспективу. Если цены вырастут, тогда проект станет рентабельным и можно будет продукцию поставлять на рынки, куда не дотягивается труба - в Португалию, частично Великобританию, поясняет эксперт.

"Возможно, что через полгода "Газпром" и Shell подпишут договор о реализации, а далее не будут спешить, будут ждать, когда цены еще поднимутся. Мы видим, что за 2017 год цены на нефть выросли с 40-45 долларов до 64 за баррель. Если такими темпами, то можно и к 80 долларам прийти. Цены на газ на европейском рынке привязаны к нефтяным ценам, соответственно, рентабельность повышается", - добавил Игорь Юшков.