Европа без украинской трубы: что показал «стресс-тест» в Баумгартене

Авария на австрийской газораспределительной станции: техническая неисправность, продвижение «Северного потока - 2» или репетиция операции по вытеснению «Газпрома» из Европы?

Европа без украинской трубы: «стресс-тест» в Баумгартене
© Reuters

13 декабря австрийский национальный газотранспортный оператор Gas Connect Austria сообщил, что накануне вечером после ликвидации последствий аварии на станции Баумгартен восстановлен транзит газа по всем направлениям. Итальянский газопроводный оператор Snam Rete Gas подтвердил восстановление приема газа из Австрии, хотя и не в полном объеме. Если первоначально прогноз поставок газа из Австрии в Италию на вторник (до аварии) был на уровне 113 млн куб. м, то на среду пока он заявлен на уровне 87 млн кубометров.

В «Газпром экспорте» журналистам сообщили, что компания «полностью удовлетворяет заявки клиентов, которые получают газ через австрийский пункт Баумгартен» — отметим, это большинство европейских клиентов российской компании.

«Это стало возможным благодаря оперативной и слаженной работе наших австрийских партнёров по скорейшему возобновлению транзита природного газа после аварии», — отмечает российская компания.

Как сообщалось, утром во вторник на газовом хабе в австрийском Баумгартене произошел взрыв, а затем начался крупный пожар. Погиб один человек, 20 пострадало. Причина инцидента все еще не определена. Расследование продолжается, выдвигаются различные версии причин инцидента.

Техническая неисправность

Об этом сразу заявил директор компании-оператора газотранспортной системы Gas Connect Austria Харальд Штиндль. Он назвал одной из возможных причин взрыва технический сбой, произошедший во время установки нового оборудования.

Представитель Gas Connect Austria Армин Тейхерт в комментарии РБК подчеркнул, что взрыв на газораспределительной станции не имеет отношения к терроризму.

«В настоящее время причина взрыва расследуется. Расследование займет несколько дней. Мы точно знаем, что это не теракт. Мы предполагаем, что это произошло во время строительных работ на станции», — отметил он.

Расследование продолжается, и пока нет официальных результатов, остается широкое поле для спекуляций. Возникают различные конспирологические предположения, причем диаметрально противоположные по смыслу.

Рука Москвы

Эта версия в первую очередь появилась в украинских СМИ, увидевших «уши Газпрома» в австрийской аварии.

«На самом деле, авария в Баумгартене (несмотря на то что это произошло в Австрии, которая как раз является сторонником строительства "Северного потока-2") вполне может быть использована "Газпромом" для обоснования необходимости строительства газопроводов в обход Украины. Обоснование может формально быть таким: "Смотрите — всего одна авария и снижение поставок газа в Италию привело к введению чрезвычайного положения, поэтому нужно построить "Северный поток-2", поскольку чем больше альтернативных газопроводов, тем надежнее поставки газа в Европу"», — пишет minprom.ua.

Следует отметить, что ведущие европейские и американские СМИ оставили эту версию без внимания — несмотря на общий антироссийский тренд, она выглядит слишком уж маргинальной.

Рука Вашингтона

О том, что взрыв в Австрии гораздо более выгоден США, чем России, пишет председатель правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик.

«Чтобы насолить Украине и Европу сподвигнуть к использованию и строительству дополнительной ветки Северного потока — 2, то нужно было бы такие вещи делать на территории Украины», — отмечает он в своем материале, опубликованном на украинском интернет-портале «Новое время».

По его мнению, в действительности взрыв в Баумгартене крайне невыгоден «Газпрому».

«Очень много сейчас теряют россияне, как минимум, тактически. Они теряют рынок итальянский и какие-то другие вещи, которые мы еще не можем проанализировать. Поэтому нельзя сказать, что россияне очень заинтересованы в развитии такой ситуации», — констатирует Боровик.

Хотя он и не решается полностью исключить «руку Москвы», в то же время приходит к выводу, что в перспективе аварии, подобные той, что произошла в Баумгартене, нужнее Соединенным Штатам Америки, строящим долгосрочные планы по вытеснению российского газа с европейского рынка.

«Теоретически в таких вещах больше заинтересованы США. Потому что им интересно поставлять свой газ в уже построенные терминалы и сжиженный газ уйдет в Европу. У них есть в этом плане стратегическое видение заменить вообще весь российский газ в Европе на свой», — пишет эксперт.

Американский план

Как ранее писала Ukraina.ru, для рентабельности поставок американского газа в ЕС нужно, чтобы стоимость газа на спотовом рынке ЕС была выше, чем на американском Henry Hub примерно на 40%. Себестоимость добычи сланцевого газа слишком высока, плюс велики затраты на доставку СПГ танкерами в Европу.

Авария в Баумгартене задрала цены на краткосрочные контракты в Европе почти вдвое. Так, 12 декабря к обеду цена топлива с поставкой «на следующий день» выросла с $292 до $413 за тысячу кубометров, а на газ с поставкой во вторник — до 537 долларов.

При этом значительно упал транзит российского газа в ЕС через Украину — на 23%. Об этом на своей странице в Facebook написал советник украинского министра энергетики и угольной промышленности Максим Билявский.

«Баумгартен: транзит газа через Украину снизился на 23 процента, до 200 миллионов кубометров в сутки», — написал Билявский.

Кроме того, в комментарии Ukraina.ru сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич рассказал и о значительном падении поставок реверсного газа из ЕС на Украину. Очевидно, что в случае перебоев с газом Европа в первую очередь обеспечит свои нужды, а Украина будет обеспечиваться по остаточному принципу, а то и вовсе рискует остаться без газа, став жертвой борьбы за рынок ЕС.

В то же время США пока не готовы поставлять значительные объемы сжиженного природного газа на европейский рынок — СПГ-терминалы еще строятся и только к 2022 году Штаты физически смогут отгружать в ЕС 40-50 млрд кубометров своего газа, а к 2030 году мощности СПГ-терминалов возрастут до 250 млрд кубометров газа в год. Отметим, сейчас «Газпром» поставляет в ЕС около 160 млрд кубометров газа в год, это примерно треть всего европейского газового рынка.

Инцидент в Баумгартене недвусмысленно показал, как отреагирует европейский рынок на перебои поставок газа — этот импровизированный «стресс-тест» Европа провалила. И если более серьезная авария заблокирует украинский транзитный газопровод, поставляющий российский газ в ЕС, реакция рынка будет еще более резкой.

Влияние США на Киев сложно переоценить. Техническая авария, политической решение о заморозке транзита, теракт на украинской ГТС — это все вполне вероятные сценарии, которые лишь рикошетом бьют по Украине. Главная цель вероятной атаки — Россия и ее поставки газа в Европу. Это взвинтит цены на газ в ЕС и оставит их неизменными в США, что сделает рентабельными поставки американского газа в Евросоюз.

Конечно, этот сценарий становится реальным только в том случае, если Россия не сможет завершить строительство альтернативных газопроводов.

Судьба потоков

Более всего от аварии в австрийском Баумгартене пострадала Италия, экономика которой сильно зависит от газа. В стране было введено чрезвычайное положение в энергетике. Что интересно, министр экономического развития Италии Карло Календа фактически попенял «Газпрому» за инцидент, случившийся на австрийской OMV.

«Это говорит о наличии серьезной проблемы зависимости от России в плане поставок газа», — подчеркнул Календа. Он отметил, что объем российского газа составляет 30% в общем объеме импорта страны и выступил за скорейшую прокладку нового газопровода в ЕС — и речь не о российских проектах.

«Будь у нас Трансадриатический газопровод, не пришлось бы объявлять чрезвычайное положение», — цитирует Календу Reuters.

Трансадриатический газопровод с пропускной способностью 10 млрд кубометров газа в год должен соединить Грецию и Албанию с Италией через Адриатическое море. По нему в Западную Европу должен поставляться природный газ из Прикаспия и с Ближнего Востока. Заявленные сроки введения в эксплуатацию — к 2020 году.

При этом его прокладка будет выгодна и «Газпрому». Согласно Третьему Энергетическому Пакету ЕС, российская компания сможет потребовать предоставить ей до 50 % емкости указанного газопровода для дальнейшей транспортировки газа, который пойдет через «Турецкий поток».

С «Северным потоком — 2» ситуация несколько иная, считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Авария не слишком повлияет на его реализацию.

«Очевидно, что эта авария — некий сигнал для европейских властей. Однако если она повлияет, то крайне несущественно. Я думаю, что гораздо большее влияние на будущее «Северного потока — 2» может оказать то, каким будет новое правительство ФРГ и какую позицию оно займет, нежели какой-то инцидент на австрийской компрессорной станции», — рассказал он в комментарии Ukraina.ru.

Аварии на газопроводах происходят достаточно часто, отмечает эксперт, однако слишком сильна политическая заинтересованность ряда стран в том, чтобы не допустить завершения строительства Северного и Турецкого потоков.

«К сожалению, аварии везде возможны. Они могут быть и на Украине, и в России. Аварии на магистральных трубопроводах происходят в большом количестве, просто не везде возможно перенаправить газ. Поэтому часть Европы в любом случае будет поддерживать "Северный поток — 2", особенно ФРГ. Польша никогда его не будет поддерживать, американцы его тоже поддерживать не будут. Еврокомиссия тоже не будет поддерживать "Северный поток-2"», — полагает Марунич.

Идет долгая шахматная партия, в которой и Россия, и США совершают как удачные ходы, так и не очень. Она весьма далека от завершения — миттельшпиль, судя по всему, придется на 2022 год, а эндшпиль на 2030-й, когда будут введены в строй строящиеся сейчас в Штатах СПГ-терминалы. На кону стоят триллионы долларов, и все это в целом грозит Украине серьезными потрясениями.