У банков заканчивается валюта

Российские банки стремительно теряют валюты. Как сообщил в среду в своем обзоре Райффайзенбанк, банковская система страны испытывает дефицит валютной ликвидности, что стало следствием рекордных за два года выплат по внешнему долгу. Параллельно в последние месяцы наблюдался и активный вывод средств с валютных депозитов клиентами банков.

У банков заканчивается валюта
© Ридус

Куда уходят деньги?

Только в ноябре с валютных депозитов было выведено 0,8 млрд долларов, а остатки на расчетных счетах пополнились на 1,8 млрд.

Около 1 млрд долларов выведено из банковской системы в качестве кредитов: 0,7 млрд нефинансовым организациям и 0,3 млрд — финансовым.

Не лучшим образом обстоят дела у банков с валютными остатками на зарубежных корсчетах: они сократились на 1,1 млрд долларов. На 0,8 млрд долларов полегчал портфель ликвидных валютных облигаций, находящихся на балансе банков.

В результате всего этого, на начало декабря собственные валютные резервы банковской системы РФ оказались меньше, ее обязательств перед своими же клиентами.

По сути, речь идет о том, что российские банки полностью лишились валютной «подушки безопасности», которая в начале нынешнего года составляла около 13 млрд долларов, а в январе 2016-го более 40 млрд. Как уже говорилось выше, основная причина оттока валюты из банковской системы — это погашение внешних займов. По оценкам Центробанка, за месяц банки и компании должны выплатить кредиторам порядка 15 млрд долларов.

Параллельно с этим, в рекордном объеме валюту внутри страны скупает и Минфин. Ежедневные закупки финансового ведомства составляют более 200 илн долларов. Ко всему этому можно добавить закрытие позиций к концу года со стороны нерезидентов.

Пока гром не грянет

Между тем, эксперты не видят в происходящем признаков какой-либо катастрофы. По крайней мере, пока. Очевидно, их успокаивает относительная стабильность курса рубля, оказывающая на участников валютного рынка поистине умиротворяющее действие.

«Это фактор декабря, на который действительно приходятся большие выплаты, — пояснил „Ридусу“ вице-президент Золотого монетного дома Алексей Вязовский. — Но судя по тому, что на валютном рынке не наблюдается особых скачков и ажиотажа — мы пройдем месяц ровно».

Впрочем, некоторые тревожные нотки в комментариях экспертов по этому поводу все-таки звучат.

«Дефицит валютной ликвидности — это исчерпание запасов наличной валюты, которые вообще есть в российских банках. Этими запасами удовлетворяется спрос в рамках кредитов, депозитов, обменных операций и других денежных транзакций, — пояснил „Ридусу“ ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. — Это может грозить ростом курса валют и ослаблением рубля. Банкам нужна валюта, а значит они начнут её привлекать со стороны. Скорее всего, могут локально вырасти ставки по валютным вкладам. Банки пойдут на такой шаг, чтобы не допустить кризисной ситуации с дефицитом валюты».

Дамоклов меч

И все же, ощущение успокоенности, имеющее место на валютном рынке, в условиях продолжающегося оттока и нарастающего дефицита валютной ликвидности у банков, не может не вызывать беспокойства.

Объяснить это можно, принятым у банков, сравнительно коротким горизонтом планирования, когда им зачастую, гораздо важнее «закрыть» квартал или год, а не думать о том, что их ждет в следующем году или через год.

Между тем, «тучи» начинают сгущаться уже и на среднесрочную перспективу.

Главным вопросом остается то, как отразятся на поступлении в страну валюты предполагаемые действия иностранных портфельных инвесторов, в рамках очередных санкционных решений.

Речь, как нетрудно догадаться, идет о российских ОФЗ — единственном действенном инструменте, позволяющем привлекать в страну иностранные инвестиции.

В том случае, если иностранным финансистам в рамках санкций будет запрещено покупать российские долговые бумаги, Минфин РФ не получит порядка 15 млрд долларов.

Если же, американские регуляторы потребуют от них возврата вложенных в российские ОФЗ средств, то в этом случае, ситуация примет поистине катастрофический оборот. В короткое время Минфину придется выплатить иностранцам порядка 35 млрд. долларов, что способно существенно обескровить финансовую систему страны.

Судя по сокращению объема иностранных вложений в ОФЗ в последнее время, инвесторы уже готовятся к жизни в новых условиях. И это, судя по всему, и является одной из главных причин растущего дефицита валюты.

При самом плохом раскладе — если Минфину придется не только забыть о притоке иностранных портфельных инвестиций, но и приступить к выплатам по уже выпущенным обязательствам, единственными источниками валюты в стране останется экспортная выручка и средства Фонда национального благосостояния.

Резервный фонд будет полностью исчерпан до конца этого года.