Двух триллионов мало. В России растут цены на автомобили

В 2017 году россияне потратили на покупку новых автомобилей около 2 трлн рублей. Такую оценку приводит аналитическое агентство «Автостат». Достигнутый результат выше, чем в 2011 году, он вплотную приближается к уровню «тучных» лет для отечественного автопрома — 2012-2014 годам, когда россияне ежегодно покупали машин не менее чем на 2,3 трлн рублей. Относительно 2016 года объем выручки вырос на 15%. По мнению главного редактора портала «За рулем» Артура Саруханова, рост объема выручки лишь косвенно свидетельствует о восстановлении авторынка: «Машины с тех пор значительно подорожали. Так что нельзя напрямую сравнивать 2012 и 2017 годы — разница по количеству проданных машин значительна, но с точки зрения выручки она отчасти нивелируется стоимостью». Согласно данным «Автостата», средняя цена нового автомобиля в 2012 году составляла 840 000 рублей, за пять лет она увеличилась до 1 329 000 рублей. Средняя цена транспортного средства в Москве на сегодняшний день составляет 1,82 млн рублей. Схожего мнения придерживается автомобильный эксперт Игорь Моржаретто: «Эта цифра показывает, что рынок нащупал дно и начал всплывать, но не более того. Сработал отложенный спрос, меры господдержки и некоторая стабилизация экономики. Но главного не произошло — доходы населения не увеличились. Без этого едва ли возможен возврат к высоким показателям прежних лет». Отметим, что, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2012 году объем российского рынка составлял 2,48 млн автомобилей, в 2017 — 1 595 000 штук. В общеевропейском рейтинге продаж по итогам прошлого года Россия занимает пятое место, опережая Испанию (1,2 млн автомобилей) и уступая Италии (1,9 млн проданных машин). Проверка на прочность Сюрпризом января стало то, что Комитет автопроизводителей АЕБ отказался оглашать прогноз для российского авторынка на текущий год. По словам главы комитета Йорга Шрайбера, государством до сих пор не определены важные параметры — например, точный объем и характер поддержки авторынка. Известно, что программы стимулирования спроса будут сокращены с 62 до 35 млрд рублей. Деньги планируется направить на адресные программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», а так же банкам — в счет погашения кредитов 2017 года. По мнению Игоря Моржаретто, озвученной суммы — с учетом роста цен на машины (многие бренды уже объявили о подорожании на 2-3%) — хватит только до лета. После чего рост рынка замедлится, а затем начнется стагнация. «Пессимистичный прогноз: + 0-5% к прошлому году. Правда, остается вероятность, что к осени Минпромторг все же выделит дополнительные средства для поддержки рынка», — отметил эксперт. Другая неизвестная переменная — индексация утилизационного сбора. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, сбор будет изменен «в разной степени» по разным типам машин — от 0 до 15%, в зависимости от ряда факторов, например, от динамики других платежей. Волокита с определением утилизационного сбора может быть своеобразной проверкой для компаний, считает Арутр Саруханов. Таким образом, государство рассчитывает определить предельную степень финансовой нагрузки, при которой автопроизводители готовы работать. «Думаю, что в действительности ставка сбора будет повышена совсем не драматично – на 3-5%. Рост авторынка, по моему мнению, в годовом выражении составит 9-10%». Итоги прошлого года В 2017 году российский авторынок вырос на 11,9%. «Несмотря на слабый старт в январе и феврале, за весь год продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России выросли до уровня 1 596 млн. штук. Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан», — заявил Йорг Шрайбер. Лидерство на российском рынке сохраняет «АвтоВАЗ», реализовавший 311 000 автомобилей (+17%). На втором месте Kia – 182 000 проданных машин (+22%). Замыкает тройку лидеров Hyundai с показателем 158000 автомобилей, что на 9% больше по сравнению с прошлым годом. Далее идут Renault (136 000) и Toyota (94000 машин). Самой продаваемой моделью стала Kia Rio — 97000 автомобилей (+10% к прошлому году). За ней следует Lada Granta: 93 000 проданных машин (+7%). Третье место занимает Lada Vesta – 77000 реализованных автомобилей (+40%).