Никакого давления со стороны бизнеса нет

МОСКВА, 25 июн — ПРАЙМ, Алсу Гараева. Китайский опыт поможет отечественному рейтинговому бизнесу улучшить отраслевые исследования, оценку суверенных рисков и рейтинговане долговых инструментов, уверен глава "Эксперт РА" Сергей Тищенко. В интервью агентству "Прайм" он рассказал, какие рейтинговые методологии находятся сейчас на согласовании в ЦБ, и как изучение китайского рейтингового рынка облегчит выход российских компаний на азиатские рынки капитала. - Сергей Иванович, каковы финансовые результаты агентства по итогам прошлого года? — Наша валовая выручка за вычетом НДС составила 385 миллионов рублей. Операционная прибыль от рейтинговой деятельности — 18,7 миллиона рублей. За 2017 год компания получила чистую прибыль в размере 10,4 миллиона рублей. Для меня важно, чтобы компания генерировала положительный финансовый результат прежде всего за счет рейтинговых услуг, а не только от размещения свободной ликвидности или иных непрофильных направлений деятельности. - Какие показатели компания ожидает в 2018 году? — Мы планируем сохранить текущую структуру финансового результата и увеличить его за счет расширения клиентской базы. На сегодняшний день у нас порядка 650 кредитных рейтингов. Потенциал роста – расширение рынка капитала. Большая часть российских эмитентов уже имеет наш рейтинг, но по количеству отрейтингованных выпусков мы занимаем не больше 30% рынка. По итогам 2018 года мы ожидаем роста объема продаж до 750 миллионов рублей и пока успешно с этим справляемся. Я думаю, что по результатам первого полугодия мы выйдем на чистую прибыль порядка 22-24 миллионов рублей, но это пока только прогноз. - Находятся ли сейчас какие-то методологии на согласовании в ЦБ? — Большая часть методологий (на сегодняшний день их 10), уже согласована и нашла отражение в регулятивных требованиях к участникам финансового рынка. В ближайшее время должны быть согласованы методологии присвоения рейтингов финансовым компаниям и негосударственным пенсионным фондам. - Если говорить о препятствиях на пути развития бизнеса, возникают ли прецеденты давления на агентства со стороны рейтингуемых компаний? — Никакого давления со стороны бизнеса нет. Во-первых, на рынке установилась реальная конкуренция, и у экономических субъектов есть выбор. Методологии присвоения рейтингов публичны. Компании имеют возможность предварительно изучить подходы к оценке кредитоспособности и выбрать тот, который им ближе. Во-вторых, в агентстве есть независимая служба внутреннего контроля и работает она отнюдь не "для галочки". Более того, Банк России тщательно контролирует все аспекты рейтингового процесса в целях исключения конфликта интересов. - В кулуарах Международного финансового конгресса затронули тему справедливости тарификации рейтинговых агентств. Насколько вы считаете ее адекватной текущей рыночной ситуации? — Во многом тарификация обусловлена изменениями в регулировании рейтингового рынка: повысились требования к организации рейтингового процесса и внутреннего контроля, IT обеспечению и защите информации, квалификации аналитиков. Нельзя исключать, что в перспективе тарифы будут расти пропорционально сложности работ и регуляторной нагрузке. Например, переход на отчетность в формате XBRL уже потребовала усиления IT-службы и увеличения расходов агентства. - В каком направлении вы бы хотели развивать деятельность агентства? — Мы видим огромный потенциал для развития на внутреннем рынке капитала по мере его роста, который стимулирует регулятор. Банк России и Московская биржа многое сделали и делают, чтобы упростить процедуру выхода эмитентов на биржу. Подготовка и выпуск облигаций теперь занимает дни, в будущем будет осуществляться в течение одного дня. Вслед за рынком капитала будет расти и многообразие финансовых инструментов, требующих рейтинговых оценок. С точки зрения методологии мы отрабатываем структурные облигации и иные инструменты секьюритизации и вскоре предложим соответствующие рейтинговые продукты. Кроме того, в планах разработка подходов к рейтингованию иностранных эмитентов. Это, прежде всего, белорусские и казахские компании, которые хотели бы выпускать облигации в России. Мы не можем присваивать им рейтинги по национальной шкале для РФ, поэтому рассматривается возможность создания продуктов, учитывающих особенности эмитентов на основе международной шкалы и суверенных рейтингов. - А есть ли потенциал у внешних рынков? — Да, и достаточно большой. В начале июня одновременно с государственным визитом президента России в КНР мы подписали меморандум о сотрудничестве с China Chengxin International Credit Rating Co, Ltd (CCXI). Это первое зарегистрированное в Китае рейтинговое агентство (в 1992 году), которое сейчас входит в тройку крупнейших. - В чем состоит принципиальное отличие китайского рейтингового бизнеса от российского? — Мы только приступили к изучению китайской рейтинговой отрасли, но уже сейчас могу сказать, что регулируется китайский и гонконгский рынок значительно сложнее. Спектр рейтингуемых инструментов и применяемых для этого методологий существенно шире. Соответственно, и размер бизнеса больше. Для примера, у нас 106 сотрудников, из них 44 — аналитики. В пяти офисах CCXI, включая гонконгский, работает 820 аналитиков. Если говорить об объемах рынка в целом, ВВП России составляет 1,2 триллиона долларов, Китая – 12 триллионов долларов, то есть в 10 раз больше российского. При этом рынок корпоративных и муниципальных долговых инструментов, по нашим оценкам, в России составляет порядка 320 миллиардов долларов, c учетом евробондов это примерно 25% ВВП. Рынок долговых инструментов Китая достигает 90% ВВП. Это крупнейший рынок, второй после США. Соответственно, он обеспечивает большой спрос на рейтинговые услуги. - А что, по вашему мнению, можно позаимствовать у китайских коллег? — Для примера только одно из направлений — у нашего партнера в значительной большей степени развито направление секторальных прогнозов и макроэкономических исследований. В своих обзорах они охватывают более 50 отраслей. Мы считаем, что это принципиально более качественная экспертиза и, соответственно, планируем расширять количество аналитических групп, которые будут заниматься отраслевыми исследованиями. - Какая практика китайского рейтингового рынка сильнее всего привлекла ваше внимание? — У китайских агентств большой опыт в области рейтингования долговых инструментов. Примечательно, что Китай обеспечивает рейтингование более 40% китайского рынка "зеленых" бондов и 70% рейтингов долговых инструментов нерезидентов (Panda bonds). Рейтинги социальной и экологической ответственности (ESG) – тоже прогрессивное направление, они развивают его уже давно. У нас эти инструменты только рассматриваются, но мы видим их востребованность на мировых рынках. Кроме того, важным аспектом китайского бизнеса является присвоение рейтингов по международной шкале. Они рейтингуют Российскую Федерацию, они рейтингуют США, причем, в отличие от "большой тройки", США имеют не самый высокий рейтинг. Мы рассчитываем, что взаимодействие с китайскими партнерами позволит нам расширить компетенции в сфере оценки суверенных рисков и ускорит разработку международной шкалы.