Европа спасает Tesla от банкротства

Американская корпорация Tesla приступила к переговорам с представителями властей и бизнеса ФРГ и Нидерландов о возможном строительстве на территории этих государств первого завода по полному циклу сборки электрокаров в Европе. Пока что обсуждения находятся на начальной стадии, но в Tesla ожидают прорыва от переговоров. При этом в автомобильной компании пока не определились, в какой именно из этих двух стран будет расположено предприятие, сообщает Wall Street Journal. В Голландии у компании находится представительство и официальная штаб-квартира в Европе. Кроме того, именно в этой стране у Tesla имеется предприятие по переоборудованию электрических автомобилей с учётом особенностей специфики, а также требований европейских рынков. Tesla начала довольно агрессивную экспансию на азиатский рынок в июле. Так, представителям компании удалось подписать с властями Шанхая договор, благодаря которому американский производитель сможет соорудить в Китае завод, мощностью производства до 500 тыс. машин в год. И это довольно большой объём, прописанный пока лишь в бизнес-плане компании. Проблема в том, что Tesla терпит неудачи по всем фронтам. Её автомобили не пользуются спросом, да и само производство падает. По итогам I квартала компания отчиталась о рекордных убытках, которые превысили $710 млн. Производство нашумевшей Tesla Model 3, которое, по ожиданиям Илона Маска, могло бы вывести компанию из застоявшегося кризиса, было окончательно провалено. А такие модели, как Roadster, Model S и Model X были слишком дорогими и крайне далёкими от понятий рентабельности. Но всё это не оттолкнуло инвесторов, и они продолжили вкладывать в детище Илона Маска миллионы долларов. Именно Model 3, на которую Маск всё поставил, и подвела миллиардера. Ожидалось, что автомобиль будет стоить «всего» $35 тыс., а в серийное производство его обещали запустить ещё летом 2017 года. Но из-за чересчур большой автоматизации производства сборка машины настолько замедлилась, что производство не смогло оправдать потребности рынка. Это был первый автомобиль компании, ориентированный на массового покупателя. И вот как раз-таки массовости поклонники Tesla и не увидели. Конвейер практически встал. Эксперты считали, что корпорация поторопилась с запуском производства этой модели и оказалась не готова к нему. Стремительно проникнуть на рынок не удалось, но при этом Маск не отказался от планов по массовому производству данной модели электрического автомобиля. Весной с конвейера выходило всего 2–3 тыс. Model 3, но для компании это был большой прогресс. К сожалению, Tesla — слишком молодой участник рынка. Даже несмотря на то, что корпорация привлекла лучших специалистов и профессионалов, у неё не получается столь же эффективно продвигать и выводить на рынок модели машин, как это делают концерны, приверженные использованию бензиновых двигателей. Как ранее заявляли аналитики Bloomberg, из-за того, что Tesla расходовала практически $500 тыс. в час, деньги компании иссякнут 6 августа. Т.е. ждать осталось недолго. Однако не исключено, что инвесторы предпочтут влить в компанию очередную долларовую дозу. Не стоит забывать и о нашумевшей первоапрельской шутке Маска, когда он заявил, что Tesla — банкрот. Хотя в сложившейся ситуации лучше принимать происходящее с компанией с улыбкой и юмором. Может, хоть они смогут закамуфлировать финансовые проблемы, тянущие Tesla на дно. Жанна Кулакова, финансовый консультант TeleTrade: Одна из главных причин, по которой Tesla является убыточной, — отсутствие серийного, массового производства. Компания тратит на разработки огромные деньги, а быстро «отбить» их не может. Себестоимость автомобилей Tesla значительно выше, чем других марок с налаженным серийным производством. Пока что трудно судить, поможет ли как-то решить эту проблему строительство заводов на европейском рынке, однако благодаря этому Tesla, скорее всего, сможет обойти импортные пошлины и нарастить продажи, тем более что электромобили сейчас становятся очень популярны. Хотя, конечно, придётся столкнуться с конкуренцией со стороны других производителей. Так или иначе, расширение «географии» производства в условиях торговых войн — хороший шаг. К слову, несмотря на убыточность Tesla, в 2017 году акции компании подорожали почти на 50% — с $215 до $320 за штуку. Сейчас бумаги торгуются на уровне $290, что на 9% ниже, чем в начале 2018 года, однако с учётом всех обстоятельств — это не такое уж и значительное падение. Да и год ещё не окончен. Рост акций на фоне убыточности Tesla объясняется тем, что инвесторы верят в светлое будущее компании Маска, несмотря ни на что. Роман Блинов, руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра»: С учётом итогов последних нескольких кварталов мне кажется, что бы ни построил этот Илон «Бендер» Маск, результат будет тем же, хотя, наверное, Остап Бендер мог бы и поучится у Маска уровню коммуникаций с обществом и инвесторами. Операционно-технические издержки этой компании крайне велики, и если бы у компании не полетела бы их несчастная ракета, то и с капитализацией у них ситуация не изменилась бы. Ведь в 2013 году акции компании стоили меньше $50 на Уолл-Стрит. Потом у них полетела ракета, и компания удвоилась с точки зрения рыночной капитализации, но не операционной прибыли. Как были убыточной организацией по озеленению Луны, так ими и остались, вот только инвесторы всё несли и несли им свои средства «в помощь бездомным детям, всё ради них», как писали в своё время Ильф и Петров. Наверное, можно ещё и в Старом Свете построить завод по сбору электромобилей, но вот будет ли от этого прибыль, вопрос очень спорный. С учётом того факта, что страховки на акции компании, которые якобы должны будут застраховать акционеров от банкротства Tesla, стоят на текущий день максимальное количество денег, то, как говорится, банкротство уже не за горами, а прибыли всё нет. Хотя я не удивлюсь, если Маск снова достанет из рукава своего пиджака ладью в виде существенно меньшего убытка, чем ждут аналитики и инвестиционные консультанты по всему миру, и скажет: «Командовать парадом буду я, господа присяжные заседатели. Мы строим завод в Лондоне». Возможно, в самое ближайшее время, в рамках будущей пятилетки, компания принесёт огромную прибыль, главное, чтобы её кредиторы успели дождаться её, а также возврата своих инвестиций, т.к. пока все средства вкладываются в развитие Tesla и её технологий. Строительство завода на территории Старого Света — вполне закономерный шаг на пути освоения рынка электромобилей, к тому же задержки с поставками продукции из США в Европу теоретически должны будут сократиться и, естественно, жаждущие свои новые электромобили люди получат их как минимум раньше. Да и организовать завод по производству автомобилей на электрическом ходу — дело крайне непростое, реально построенное производство на территории ЕС прибавит в имидже и компании, и самому Маску. Как только в бухгалтерском балансе у компании появится хоть какая-то прибыль, вот тогда можно будет говорить об успехе. Пока инвесторы и акционеры покупают «Новые Васюки» и ожидание технологического прорыва, который надо сделать. В данном случае я имею в виду аккумуляторные батареи для этих самых электромобилей — люди верят в то, что компания их сделает, и всем будет счастье.

Европа спасает Tesla от банкротства
© News.ru