Куда прёшь. Топливо в регионе с начала года подорожало почти на 10%

Расти большой? Если в начале января литр АИ-92 в Ростове стоил 39,3 рубля, то сегодня за него придётся заплатить 42,77 рубля. Почти на четыре рубля дороже стал литр 95-го. А цены на дизельное топливо с начала года увеличились на 10%. За август подешевел разве что 98-й бензин, на целых 23 копейки. Правда, в течение предыдущих месяцев именно он дорожал больше всего (в январе литр АИ-98 стоил 46,46 рубля, а сейчас с учётом копеечного понижения - 50,47). Но то ли дело в осени, то ли в усталости от происходящего (всё-таки эта тревожная тенденция наметилась ещё с начала года, когда цены на табло автозаправок начали медленно, но верно ползти вверх), подорожание уже не вызывает такого шока, как это было, например, в начале лета, когда донские водители собирались даже митинговать и записывать видеообращения к президенту. Тогда, после майского скачка цен сразу почти на 6%, заволновались даже пешеходы, которым бензин, может, и не нужен, но влияет на потребительскую корзину. Та же глава Ростовстата Марина Самойлова успокаивала ростовчан, что ситуация хоть и окажет влияние на подорожание продуктов питания, но не критически, а за сезонным снижением цен на фрукты и овощи будет практически незаметна. Цыплят по осени считают Но, к сожалению, не все специалисты были настроены столь оптимистично. По словам эксперта по ценообразованию Торгово-промышленной палаты Ростовской области Юрия Корнюша, доля горюче-смазочных материалов в стоимости сельхозпродукции составляет от 10 до 20%. Не считаться с этим невозможно. И рост цен на продукты питания придётся как раз на ту самую пору, когда хорошие хозяева цыплят считают. Видимо, поэтому на днях региональные власти уже заявили о мерах поддержки донских аграриев. В связи с подорожанием топлива для поддержки российских сельхозработников будет выделено около 5 миллиардов рублей. Из них 360 мил­лионов направят в донской регион. Сейчас местные чиновники ведут работу по получению этих средств и надеются снизить негативные последствия, вызванные ростом цен на бензин и дизельное топливо. «Я в сельском хозяйстве более полувека и к сюрпризам привык. Но да­же в лихие девяностые крестьянам было легче, чем сейчас, - вторит ему председатель СПК племзавод «Меркуловский» Николай Лактионов. Если в 1991 году паритет цен был таким: за килограмм пшеницы давали столько же, сколько и за литр ГСМ, то сегодня у меня зерно забирают за бесценок, по восемь рублей, а дизтопливо я вынужден покупать по 45 рублей. На господдержку не рассчитываю, потому что оказывается она, как правило, крупным агрохолдингам, до нас, простых крестьян, большие деньги не доходят. Вот и приходится не жить, а выживать». Мнение эксперта Президент региональной Ассоциации работников транспорта и туризма Ирина Ал-Зирки: «Рост цен на ГСМ бьёт как по продуктам питания, так и по пассажирским перевозкам. У перевозчиков от 30 до 40% всех расходов уходит на топливо. Проблема в том, что региональная служба по тарифам в последний раз устанавливала стоимость межмуниципальных перевозок на Дону ещё в 2016 году, когда цены на ту же солярку были в разы дешевле. Цены растут, а заложить их в стоимость перевозок транспортные компании не имеют права. Переход на нерегулируемые тарифы начнётся со следующего мая и продолжится до 2022 года». Смогут ли транспортные компании выжить за это время и не уйти в минус - большой вопрос. Некоторые уже готовятся к отмене маршрутов. Например, единст­венный перевозчик, который связывал Белую Калитву с Новочеркасском, этим летом перестал возить людей. Невыгодно. Если в начале июня между Ростовом и Морозовском курсировали автобусы двух компаний, то одна тоже уже ушла с рынка. Под угрозой маршруты Шахты - Семикаракорск и Шахты - Мил­лерово.