Цены на бензин еще весной перешагнули инфляционный порог и продолжают расти, как на дрожжах. Тревогу забила даже Счетная Палата России, согласно прогнозу которой в начале следующего года возможен резкий скачок стоимости топлива. Однако высокие чины в правительстве уверяют, что "бензиновой весны-2018" в новом году не будет. "Спасительной" пилюлей от ценового скачка должен стать отрицательный акциз. Вот только сами автомобилисты в это слабо верят. О том, чего ждать обладателям железных коней в 2019 году, "Уралинформбюро" узнало у экспертов и аналитиков. Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности: Фото: из личного архива эксперта Риск топливных кризисов сохраняется, поскольку до конца не ясно, что получат нефтяники в обмен на повышение акцизов. Пока еще продолжается обсуждение ряда положений уже стартовавшего налогового маневра, предполагающего постепенное обнуление экспортной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты и повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). У нефтепроизводителей есть замечания к сути налогового маневра, так как макроэкономические реалии в период до 2024 года могут свести на нет любые эффекты от него. Поэтому, нефтяники помимо отрицательного акциза демпфирующей составляющей, пытаются выбить для себя еще дополнительные фискальные "послабления". Однако, в условиях нынешних высоких мировых цен на нефть, скорее всего, государству при повышении акцизов придется все-таки вновь на время применять, помимо существующих мер, еще и дополнительные. Возможно, снова на время придется прибегнуть к ручному регулированию. В текущем году уже заметен разрыв в индексации общероссийских цен на топливо и инфляцией – стоимость бензина "ушла" намного вперед, следовательно, обуздать рынок государству, несмотря на принимаемые меры, не удается в рамках инфляции. Причем в 2017 году также цены на горючее примерно в три раза обогнали темпы инфляции. Да и сами цены на топливо разгоняют инфляционные ожидания. Круг замыкается. Можно будет пойти по нерыночному пути – взяться за регулирование цен. Но у такого сценария тоже есть минусы. Когда весь мир стремится к рыночным отношениям, мы уверенными шагами идем к госрегулированию. Это не даст должного эффекта, так как в сегменте совсем будет отсутствовать конкуренция, что в конечном итоге скажется на качестве топлива. Рынок нефтепродуктов монополизирован. В США, например, переработчиков нефти тысячи, это отличает их рынок от нашего. Что касается 2018 года, то, возможно, цены в четвертом квартале будут стабильны. Но надо понимать, что договоренности властей с отраслью сдерживать цены на моторное топливо в конечном счете приводят к накоплению искажений на рынке. В итоге, в 2019 году мы можем опять получить весну 2018-го, когда цены начали необузданно расти. Насколько ситуация следующего года будет другой или более подготовленной, сказать сложно. Возможно, государству придется пересмотреть транспортный налог для всех категорий, увязать его как-то с акцизом, чтобы и потребитель получил хоть какое-то послабление. Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент": Фото: из личного архива эксперта Сразу нужно сказать, что вопрос стоимости топлива с нового года – весьма непростой, и его продолжают обсуждать. Так, сегодня в СМИ появилось сообщение, что ФАС предложила не повышать акцизы на бензин и дизельное топливо. Очевидно, что это предложение будет изучаться, будут оцениваться его возможные последствия, и, не исключено, что оно может быть принято либо полностью, либо частично. Вместе с тем, практически нет сомнений в том, что стоимость топлива с нового года увеличится, если не на все, то на большинство видов. Во-первых, потому, что в стране традиционно увеличивается цена на многие товары и услуги, в том числе и на те, которые используют компании ТЭКа. Та же электроэнергия и прочие коммунальные услуги в начале каждого года дорожают. Ведь многие уже знают, что с нового года получат квитанции с новыми цифрами, понятно, что нефтяники – не исключение. Во-вторых, непростая экономическая ситуация может повлиять на это, и чтобы компенсировать возможные риски, компании могут пойти на увеличение отпускных цен на свою продукцию. Несомненно, изменение курсов валют и цены на нефть также окажут давление на деятельность добывающих и перерабатывающих структур, что может сказаться на цене ГСМ. Неясна до конца и ситуация с фискальными мерами в отрасли: какие будут реализованы, а от каких откажутся. Тем не менее, это может повлиять на цены, привести к их увеличению, так что практически наверняка с нового года цены на топливо вырастут. Повлиять может и предстоящая зима на это, и если она будет слишком холодной, это может привести к тому, что спрос на энергоносители вырастет, что подстегнет оптовые и розничные цены. Размер увеличения цен на ГСМ в каждом регионе будет свой, возможно, что если где-то они вырастут существенно, то власти могут вмешаться, но вряд ли им удастся полностью остановить рост, скорее, лишь уменьшить его. Как уже было сказано, фискальные меры – лишь один из возможных факторов, который способен повлиять на стоимость топлива, есть и другие. Поэтому отрицательные акцизы если и могут сказаться на розничной цене, то не факт, что этого влияния хватит для компенсации других факторов, тем более, если изменятся другие составляющие налогообложения в отрасли. Как показывает опыт предыдущих лет, сдержать рост цен не получится, достаточно вспомнить, сколько литр топлива стоил несколько лет назад и сколько он стоит сейчас, а ведь тогда также принимались самые разные меры с целью остановить этот процесс, в том числе, активно менялась фискальная политика. Практически каждый год бьют тревогу по этому поводу, принимаются различные решения, а стоимость ГСМ растет и растет. Вряд ли станет исключением и следующий год, да, возможно, что где-то удастся ненамного затормозить рост цен, растянуть его по времени, но ясно, что буквально через несколько месяцев можно будет увидеть новые ценники, и с ностальгией вспомнить ценники образца осени 2018 года. Беседовала Ольга КАРПОВА.