Удержать цены на бензин в 2019 году поможет альтернатива соглашению о стабилизации цен на топливо

Дополнительным сдерживающим фактором для роста цен на топливо эксперты называют плавающий акциз на нефтепродукты и возвратный акциз на нефть. Эти механизмы, прописанные в рамках налогового маневра, должны стать альтернативой соглашению о стабилизации цен на топливо, действующему до 31 марта 2019 года. Стабилизация цен на нефтепродукты Глава «Лукойла» Вагит Алекперов не ждет продления договоренностей по стабилизации цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России после первого квартала 2019 года. По его мнению, к этому моменту уже будут приняты соответствующие решения на законодательном уровне, поэтому продление договоренностей перестанет быть необходимым. Как считает Алекперов, плавающий акциз на бензин позволит потребителям чувствовать себя более уверенно и комфортно в среднесрочной перспективе. При этом в «Лукойле» подчеркивают, что всегда готовы к договоренностям с правительством по ситуации на топливном рынке. «Слова Алекперова следует трактовать в первую очередь как прямую реализацию интересов компании, которой совсем не нужно продление заморозки цен на нефтепродукты. Понятно, что они хотят компенсировать ту недополученную прибыль, которую не удалось получить в конце 2018 года и не удастся в начале 2019 года. Что касается в целом ситуации на топливном рынке, то пока не совсем понятно, за счет каких средств она будет стабилизироваться. С одной стороны цена на нефть падает, но она в любой момент может развернуться и пойти в другую сторону. В этом случае снова остро возникнет вопрос приведения различных механизмов, из-за которых бензин можно удержать в цене. Если говорить про налоговый маневр, то он начнет реализовываться с 2019 года, и компаниям он не выгоден. Они захотят компенсировать издержки за счет получения дополнительных выгод на других участках, либо за счет возможности продавать бензин дороже», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» преподаватель финансового университета РФ Станислав Митрахович. Специфику работы акцизов Напомним, что в начале ноября Минэнерго и ФАС подписали с десятью крупными российскими нефтекомпаниями соглашения по стабилизации рынка топлива на срок с 1 ноября по 31 марта 2019 года. В документе оговорены объемы и цены оптовых поставок, причем там гарантируется, что цены до конца года останутся на уровне конца мая-начала июня, а за 2019 год плавно вырастут на 4-4,6%. Как добавляет эксперт Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев, в 2019 году ожидается достаточно существенный рост акцизов на бензин и дизтопливо, которые были снижены в июне 2018 года. «Акцизы тоже вводятся с первого января, но там есть демпфирующая надбавка, которая должна частично компенсировать рост акциза. Другое дело, что мы плохо понимаем эффективность этого механизма, потому что он никогда раньше не использовался. Сохраняется много рисков, которые вполне могут реализоваться после 31 марта, и под влиянием бензин начнет дорожать. Но такой сценарий нельзя назвать концом света, так как цены на топливо в России относительно низкие по сравнению с соседями», - считает Станислав Митрахович. Специфику работы акцизов, прописанных в налоговом маневре, которые должны стать альтернативой соглашению о стабилизации цен на топливо, ранее журналистам объяснил министр энергетики РФ Александр Новак. «Планируется отрицательный акциз, который компенсирует отмену экспортной пошлины и увеличение НДПИ для того, чтобы компании сохранили свою налоговую нагрузку на уровне до начала налогового маневра. И второй - демпфирующий отрицательный акциз, который будет применяться в зависимости от ценовой коньюнктуры на мировых рынках», - сказал Новак. В самом крайнем случае правительство всегда может задействовать заградительные пошлины. Этот механизм даст моментальный эффект в вопросе стабилизации цен, но эксперты сравнивают его с сильнодействующим лекарством, которое можно применять только в самых экстренных случаях.