Строительный сектор Турции переживает глубокий кризис

Москва, 11 января - "Вести.Экономика" Сотни стоящих в ряд элитных домов с остроконечными башенками в небольшом городке на северо-западе Турции напоминают что-то среднее между миниатюрными французскими замками и сказочными дворцами из диснеевских мультфильмов. Однако возведенные главным образом для иностранных покупателей виллы стоят пустыми - кошмар для любого инвестора. Амбициозный проект стал жертвой напряженной геополитической ситуации в регионе и краха турецкой строительной отрасли, ключевого сектора экономики страны. После длительного периода стремительного роста, экономика Турции в III квартале сократилась на 1,1% и, по всей видимости, в 2019 г., согласно прогнозам экономистов, войдет в рецессию. В стране высокая инфляция, а в августе разразился валютный кризис. Лира потеряла 28% своей стоимости по отношению к доллару в 2018 г. и рынок по-прежнему сомневается в способности правительства Реджепа Тайипа Эрдогана решить основные экономические проблемы. [ВИДЕОВРЕЗКА]19 ноября завершилось строительство морской части "Турецкого потока". Всего за полгода по дну Чёрного моря проложили более 900 километров труб. За финальной стыковкой лично наблюдали Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган. [/ВИДЕОВРЕЗКА]Виллы, расположенные недалеко от города Мудурну (провинция Болу), являются частью проекта “Аль-Бабас” компании Sarot Group и должны напоминать европейскую архитектуру. Но начатое в 2014 г. строительство 732 жилых домов и торгового центра в настоящее время полностью заморожено, поскольку Sarot Group обратилась за защитой от банкротства. Компания оказалась в трудном положении после того, как большое количество покупателей из Персидского залива не смогли оплатить зарезервированные для них виллы и проект стоимостью в $200 млн оказался в подвешенном состоянии, говорит заместитель главы Sarot Мезхер Ерделен. На данный момент на строительство комплекса потрачено $100 млн. Каждая вилла стоит от $400 тыс. до $500 тыс. Они были спроектированы с учетом ближневосточного вкуса, говорит архитектор Ялчин Кочачаликоглу. В то время как обвал цен на нефть больно ударил по клиентам из Персидского залива, Sarot Group пострадала от “негативного влияния резких колебаний стоимости строительства” в Турции, указывает Ерделен. Несмотря на судебную тяжбу по поводу статуса банкротства, компания надеется возобновить проект в октябре 2019 г. Но ситуация вокруг “Аль-Бабаса” довольна типичная для сегодняшней Турции. Незавершенные и пустующие жилые комплексы разбросаны по всей стране, что свидетельствует о серьезных проблемах, с которыми сталкивается строительный сектор и экономика в целом. Строительная отрасль была локомотивом турецкой экономики при Эрдогане и с 2003 г. росла выше среднего мирового уровня. Однако в III квартале 2018 г. она сократилась на 5,3% в годовом исчислении. “Три из четырех компаний, ищущих защиты от кредиторов или объявивших банкротство, являются строительными компаниями”, - говорит профессор Измирского университета экономики Альпер Думан. По его мнению все указывает на строительный пузырь, который может лопнуть в любой момент. В середине декабря министр торговли Рухсар Пеккан заявил, что с марта 2018 г. 846 компаний подали заявку на защиту от банкротства. Однако оппозиционная газета Sozcu утверждает, что их более 3 тыс. Индекс доверия в строительстве Турецкого статистического института (TurkStat) упал в декабре на 2,1%, до 55,4 пункта. Все что ниже 100 пунктов указывает на пессимистичный прогноз. Тем не менее, аналитик рынка недвижимости Турции Керим Ален Бертран с оптимизмом смотрит в будущее, отчасти из-за демографического бума в стране. Средний возраст населения Турции в 2017 г. составил 31,7 года, по сравнению с 42,8 года в Европейском Союзе.