Долго ли государство удержит топливные цены

Специалисты нефтяного рынка почти в один голос предсказывают, что уже в ближайшие месяцы в этой сфере возобновится рост цен. Казалось бы, правительство договорилось с нефтяными компаниями, были найдены какие-то компромиссы, установилось некое равновесие. Однако эксперты уверены, что положение остается более чем шатким, рынок действует против усилий по его стабилизации. Как это происходит? Ни для кого не секрет, что цена бензина и дизельного топлива в России одна из самых низких в Европе - Дешевле только в Казахстане. Значит, не избежать давления внешнего рынка. Да, президент РФ в конце прошлого года подписал указ о компенсации производителям разницы внутренних и внешних цен и обратном акцизе на нефть, поступающую на НПЗ. Однако, зная наши реалии и инерционность системы, трудно ожидать, что это скажется на экономике нефтяных компаний ранее, чем через полгода. Это признает даже госчиновник, глава департамента таможенной и налоговой политики Минфина РФ Алексей Сазанов. То есть, время идет, и прибыль за это время может быть упущена. Результат? Продажа топлива за рубеж растет, для примера, продажи бензина за границу в декабре 2018 года выросли у компаний "ЛУКОЙЛ" в 22,5 раза, "ТАИФ" - в 3,5 раза, "Газпром нефть" - в 1,8 раза, "Сургутнефтегаз" - на 35,8%. Объемы нефтепродуктов, которые идут на внутренний рынок, реализуются на биржевых торгах. Там тоже не все гладко - не менее 80% сделок проходят с активным участием перекупщиков заинтересованных завышать стоимость. Это факторы, тормозящие эффект госрегулирования. А есть еще группа решений того же правительства, которые выглядят увесистой гирей на противоположной чаше весов и впрямую стимулируют рост цен. Назовем часть из них. Это изменение НДС с 18 до 20% (Кстати, на некоторых заправочных станциях в январе висел плакатик - «изменение цены бензина связано с ростом НДС»); не менее серьезно сказалось и повышение акцизов и налога на добычу нефти (НДПИ), который за 2018 год увеличился на 53,3%. Не забудем сезонный фактор - увеличение потребления топлива в сельском хозяйстве. И, наконец, рост тарифов естественных монополий - «Транснефти», РЖД - на доставку нефтепродуктов. В результате получается, что сдерживание инфляции в нефтяной сфере зависит в основном от угроз государства в той или иной форме запрещать зарубежные поставки. Пока это работает, но насколько долго продержится - вопрос. Поскольку поступление налогов от продаж нефтепродуктов за границу тоже существенная статья бюджета, и деньги эти в бюджете отнюдь не лишние. Опять же, подобный подход относится больше к административным, чем рыночным мерам. А есть ведь и рыночные варианты. Причем предлагают их не профильные министерства, а рыночные игроки - компания «Роснефть» и Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ). В чем суть предложений. Они касаются работы на бирже и позволят избавить рынок от спекулятивно-конъюнктурных наслоений. Коротко пожелания выглядят так: Центральному банку РФ усилить контроль биржевых торгов и таким образом ограничить влияние перекупщиков. Кроме этого важно обеспечить, чтобы нефтяные компании выставляли на торги объемы, пропорциональные их доле в общей добыче нефти, снизив влияние внебиржевых спекулятивных сделок. Если эти меры будут реализованы, то есть шанс если не остановить, то серьезно затормозить рост цены топлива, а тем самым, и устранить один из факторов общего роста цен. Насколько будут реализованы эти предложения, пока неизвестно, но правительство и Центральный банк их получили, изучают, так что есть надежда на их внедрение. Важно не упустить время, поскольку останавливать разгоняющийся маховик инфляции будет намного более сложно и повлечет куда большие потери.

Долго ли государство удержит топливные цены
© Car.ru