"Фактор Казахстана" сдержит цены на топливо в России в пределах инфляции

Просьбы Совфеда предусмотреть меры по сдерживанию цен на топливо в пределах инфляции сейчас неактуальны, и скорее дадут эффект обратный желаемому. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев. "На сегодняшний день ситуация на топливном рынке РФ достаточно спокойная – оптовые цены снизились до уровня прошлого года. А в декабре 2018-го они, в свою очередь, упали до уровня 2017 года. То есть за счет резкого роста предложения на внутреннем рынке оптовые цены достаточно низкие, и розничные операторы АЗС имеют резерв снизить отпускные цены. Но поскольку они понесли убытки весной-летом 2018-го, то сейчас компенсируют свои потери. Если же смотреть на статистику, то сейчас уровень инфляции опережает темпы роста розничных цен на бензин и дизтопливо. И продукты питания дорожают существенно большими темпами, нежели нефтепродукты. В Совфеде, вероятнее всего, считают тему возможного скачка цен на бензин актуальной, потому вновь ее поднимают. Но предпосылок к такому сценарию сегодня нет", - отмечает аналитик. Совет Федерации на пленарном заседании принял постановление, в котором просит правительство предусмотреть дополнительные меры по сдерживанию роста цен на моторное топливо в пределах уровня инфляции. "Предусмотреть дополнительные меры сдерживания роста цен на моторное топливо в пределах уровня инфляции в РФ на среднесрочную перспективу", - говорится в тексте документа. В 2018 году вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявил: правительство располагает всеми необходимыми инструментами, чтобы удержать рост цен на розничных рынках бензина на уровне "в районе инфляции". "Цена нефти на мировом рынке сейчас порядка 60 долларов за баррель, и средние цены на топливо за рубежом сейчас выше, чем в России. Однако в РФ сейчас крайне высокий уровень предложения – иначе говоря, избыток бензина и дизтоплива на рынке. При этом традиционно зимой потребление нефтепродуктов невысокое. В итоге цены сейчас не растут из-за избытка предложения и пониженного спроса. Немного изменится ситуация весной, когда начнутся полевые работы, граждане станут активнее пользоваться личными авто, а часть перерабатывающих заводов остановит работы из-за профилактики и модернизации. Однако предпосылок к тому, что ценовые колебания будут значительными, нет – дефицита не предвидится. То есть все говорит в пользу того, что цены на топливо в 2019 году итак вырастут лишь на уровень инфляции, которая сейчас прогнозируется в 5-6%. На этом фоне заботы Совфеда о дополнительных мерах регуляции рынка видятся излишними", - подчеркивает эксперт. Искусственное регулирование Сенаторы попросили камин рассмотреть вопрос о целесообразности предоставления нефтяным компаниям исключительного права поставки нефтепродуктов на экспорт только при условии осуществления этими компаниями обязательных поставок на внутренний рынок необходимого объема высококачественного топлива. Это предложение высказано в качестве "дополнительных мер по защите внутреннего рынка и интересов рядовых потребителей". С начала 2019 года стартовал налоговый маневр в нефтяной отрасли. С 1 января идет поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть с 30% до 0% от цены нефти, а также сокращение ставок вывозных пошлин на нефтепродукты параллельно с повышением налога на добычу полезных ископаемых. Среди прописанных в законах мер - введение логистических коэффициентов к обратным акцизам, то есть компенсациям, получаемым нефтеперерабатывающими заводами. Речь идет о том, чтобы сгладить "неравные условия доступа к рынкам сбыта и логистические различия в зависимости от географического положения заводов". "Если смотреть статистику, экспортные поставки в 2018-м в сравнении с 2017 годом особо и не изменились. То есть серьезного дефицита предложения на рынке не было – физически объемов топлива хватало. Другой вопрос, что нефтяные компании сочли продажи в России упущенной выгодой, когда можно было заработать больше на экспорте. Потому они поднимали цены, и правительству в ручном режиме пришлось вмешиваться в ситуацию. Сегодня нужно учитывать и фактор Казахстана, который раньше покупал у России до 40% потребляемых нефтепродуктов, а сейчас модернизировал два завода и сам покрывает свои потребности. Более того, готов обеспечивать топливом соседние страны Центральной Азии. То есть российские нефтепродукты там уже не востребованы, а значит, создается еще больший профицит нефтепродуктов в нашей стране. Правительство, конечно, может ввести заградительные пошлины для нефтяных компаний, требуя обеспечивать внутренний рынок топливом. Но в сегодняшних реалиях это чревато обратным эффектом – если компании сочтут, что им не выгодно работать на внутренний рынок, они просто снизят объемы переработки, и на российском рынке возникнет дефицит, который приведет к росту цен. То есть искусственная регуляция в данном случае может спровоцировать нежелательные последствия", - заключает Андрей Гордеев.

"Фактор Казахстана" сдержит цены на топливо в России в пределах инфляции
© ФБА "Экономика сегодня"