Басманов: в этом году число предпринимателей будет расти умеренными темпами

Промсвязьбанк и общественная организация "Опора России" с конца 2014 года ежеквартально проводят исследования бизнес-настроений в сегменте микро-, малых и средних предприятий в рамках проекта "Индекс Опоры RSBI". На основе исследования рассчитывается индекс деловой активности, учитывающий ожидания предпринимателей по 9 основным показателям, в числе которых продажи и прибыль, количество клиентов, цены на товары и услуги, доступность финансирования, готовность к инвестициям. О том, как проводятся совместные исследования, о текущих настроениях бизнеса и прогнозах на наступивший год РИА Новости на Российском инвестиционном форуме в Сочи рассказал руководитель направления "Средний и малый бизнес" Промсвязьбанка Константин Басманов. - Константин Владимирович, как возникла идея создания проекта "Индекс Опоры RSBI? - Мы с "Опорой России" сотрудничаем достаточно давно – с 2012 года. Банк начинал как обычный спонсор, но тема малого бизнеса постепенно стала одним из стратегически важных направлений нашей деятельности. Мы поняли, что есть определенная ценность в том, чтобы оказывать экспертную поддержку общественной организации, связанную со сбором данных и аналитикой, касающихся, прежде всего, доступности финансирования для малого бизнеса. В то время вопрос ограниченного доступа к финансированию представители малого бизнеса называли в числе основных проблем. Мы решили начать делать регулярное исследование по аналогии с тем исследованием, которое ранее проводилось для крупных предприятий, когда каждый месяц измерялись настроения 300 крупнейших компаний и средних предприятий. На основе исследований высчитывался индекс деловой активности или PMI (Purchasing Managers Index – опережающий макроэкономический показатель, характеризующий состояние экономики в производственном секторе и сфере обслуживания. Рассчитывается на основании результатов опросов менеджеров производственных компаний и предприятий, а также менеджеров по закупкам в сфере предоставления услуг – прим. ред.). В развитых странах такое исследование проводится отдельно для малого и среднего бизнеса. Мы решили сделать такое исследование через агентство MAGRAM Market Research, и вот уже четыре года по заказу "Опоры России" при поддержке Промсвязьбанка агентство ежеквартально опрашивает более двух тысяч компаний по всей стране, которые случайно выбираются из реестра малых предприятий. Вопросы стандартные: что предприниматели делали в этом квартале и планируют делать в следующем, о продажах, найме персонала, собственных инвестициях. Мы также спрашиваем предпринимателей, обращались ли они за кредитами, легко ли было их получить, получали ли они отказ или положительное решение банка. Эти компоненты, как правило, формируют индекс ожиданий малого бизнеса. Наше исследование охватывает порядка 20 регионов России, по ним мы уже имеем четырехлетнюю статистику. - Почему вы взяли только 20 регионов? - Наша цель была сделать репрезентативную выборку в целом по стране, и мы ее сделали — сейчас это более двух тысяч регулярно опрашиваемых предпринимателей. Но с конкретными регионами несколько сложнее. Для того, чтобы делать какие-либо значимые выводы о субъектах федерации, нужно минимум 100 респондентов. А в России не более 15-20 регионов ежеквартально набирают 100 регулярно отвечающих на вопросы бизнесменов. - Но если взять не 20, а 30 или 40 регионов, то репрезентативность увеличится… - Эти 20 территорий, на которых регулярно проводятся опросы, составляют порядка 80% ВВП России, в них проживает более 70% трудоспособного населения. Мы понимаем, что это не 100%, но это такой большой объем, что в итоге он дает репрезентативную выборку по стране. Цель индекса деловой активности – за счет того, что опрос не привязан к конкретной территории показать именно срез по стране, не только в столицах и крупных городах, но и в средних населенных пунктах, столицах регионов. Мы попробовали сделать первое подобное исследование в 2014 году, сделали несколько "волн" и увидели интерес со стороны делового сообщества, чиновников, которые занимаются проблемами развития предпринимательства. Теперь это исследование проводится регулярно – раз в квартал. - Для кого, на ваш взгляд, индекс деловой активности наиболее важен? - Во-первых, наши исследования важны для крупного бизнеса, тех, для кого маленькие предприятия являются клиентами. Во-вторых, это чиновники и эксперты, которые занимаются развитием предпринимательского сектора. В-третьих, это финансовые институты, которые средний и малый бизнес рассматривают как потенциальный рынок для кредитования. Мы как банк регулярно используем эту аналитику для развития нашей кредитной политики. - Есть ли у вас обратная связь от других крупных и средних банков? Они пользуются вашей аналитикой? - Конкуренты не слишком делятся друг с другом тем, что они делают, поэтому я такую обратную связь не запрашивал и не получал. Нам ценно, что это исследование не привязано к клиентской базе Промсвязьбанка, оно делается независимой исследовательской компанией. Ценность исследования для нас в том, что мы можем делать выводы не про себя, а про рынок. - Какие результаты дает индекс по завершившемуся году? - С 2016 года настроения и активность малого бизнеса уверенно росли каждый квартал. Это позитивный тренд, который проходил на фоне снижения инфляции, ставок, роста доступности финансирования, ожиданий, связанных с ростом рынков сбыта и продаж. Прошлый год нетипичен тем, что он начался достаточно позитивно, продолжая тренды 2017 года, но уже в третьем квартале мы увидели первые признаки снижения деловой активности предпринимателей. Четвертый квартал закрепил эту тенденцию. Интегральное значение индекса упало ниже 50 пунктов. Пятьдесят пунктов – это когда количество предпринимателей с позитивными и негативными ожиданиями равно. Показатель в 47 пунктов означает, что по результатам опросов на три пункта больше тех, кто выразил негативные ожидания. При этом индекс состоит из четырех компонент, и по каждой компоненте проводится отдельный анализ. Например, спрос на кредиты существенно выше у средних предприятий и существенно меньше у малого бизнеса. В России самый многочисленный сегмент – это микропредприятия. Если в этом сегменте негативные ожидания начинают превалировать, это меняет общий показатель. Мы чаще слышим от предпринимателей, что они сталкиваются с ограниченным потребительским спросом. Интересно, что эта тенденция прослеживается на фоне достаточно позитивных оценок доступности финансирования для малого и среднего бизнеса, и спроса на кредиты, который в прошлом году превышал показатели 2016-2017 годов. - Есть ли среди анализируемых вами регионов России дисбаланс или они идут ровно? - По регионам показатели сильно отличаются. В регионах, которые ведут активную политику развития предпринимательской среды, снижают барьеры для ведения бизнеса, предприниматели больше говорят о планах по расширению бизнеса. Мы анализировали корреляцию настроя предпринимателей с тем, какую позицию регион занимает в рейтинге инвестиционной привлекательности Агентства стратегических инициатив (АСИ). Можем утверждать, что регионы в топе рейтинга АСИ имеют более позитивную динамику. - В каких отраслях промышленности прослеживаются наиболее позитивные тенденции? - Если анализировать три сектора – торговлю, производство и сферу услуг, то доля производства будет больше всего в среднем бизнесе. Доля торговли и услуг больше в малом бизнесе. Сектор торговли и услуг сильнее реагирует на изменение потребительского спроса. Средний бизнес, превалирующий в производственном секторе, больше говорит об ожидании новых заказов и контрактов, это всегда "отложенный эффект". - Какие изменения деловой активности вы прогнозируете в наступившем году? - Исходя из тенденций конца прошлого года, мы можем сказать, что наши ожидания умеренно пессимистичные, потому что мы видим изменения настроений в сегменте микробизнеса – повторюсь, самом многочисленном в России. Они связаны с рынками сбыта. В 2014-2015 году волна негатива была связана с резким ростом ставки и разгоном инфляции. Меры монетарного характера в течение двух лет сильно поправляли эту тенденцию. Рост доступности финансирования в 2016-2017 годах ощутимо двигал ожидания предпринимателей вверх. Сейчас этот переход исчерпан. В этом году даже переход к новому циклу снижения ставок несильно повлияет на ожидания предпринимателей и условия ведения бизнеса. Сейчас предприниматели понимают, что уперлись в потолок спроса. Поэтому они будут сдерживать свои инвестиции, свое желание рисковать. Преодолевать такой настрой гораздо тяжелее для институтов развития, для чиновников, которые хотят в ближайшие три года увидеть рывок в развитии малого и среднего бизнеса. - В этом году стартует национальный проект по поддержке малого и среднего бизнеса и предпринимательской инициативы до 2024 года, который состоит из нескольких программ. По вашим прогнозам будет ли в этом году какой-то сдвиг, толчок? - Цель национального проекта по поддержке малого и среднего бизнеса, одобренного правительством, именно в том, чтобы дать толчок, чтобы мы не застряли на плато. Проект широко обсуждался с предпринимательским сообществом, поэтому вопрос не в том, что для этого делать, а в том, когда и как это делать, чтобы это дало эффект. Есть программы по улучшению условий доступности финансирования, есть много программ по расширению доступа малого бизнеса к рынкам сбыта, крупным заказчикам, популяризации предпринимательства среди молодежи, повышению информированности предпринимателей об условиях господдержки. Нацпроект охватывает все аспекты деятельности предпринимателей в России. Он современный с точки зрения используемых инструментов, масштабный с точки зрения выделенных средств. Мы считаем, что в текущем году количество предпринимателей не будет сокращаться, а будет расти, пусть и небольшими темпами. Разница между созданными и закрытыми предприятиями увеличится на 3-5%. Примерно такими же темпами будет расширяться спрос на кредиты и объем оборота предприятий малого и среднего бизнеса. Это оценка, из которой мы исходили, когда строили свой бизнес-план.

Басманов: в этом году число предпринимателей будет расти умеренными темпами
© РИА Новости