Чем вызвано рекордное снижение мирового автомобильного рынка

За первые три месяца 2019 года индекс ВТО по производству и продажам автомобилей может снизиться до 92,5 пункта. Как ожидается, значение будет минимальным за последние девять лет. По итогам 2018 года мировой авторынок уже перестал расти и сократился на 0,5%. Одной из главных причин отрицательной динамики стало рекордное с 1990 года снижение продаж легковых машин в Китае. Более того, эксперты также отмечают негативное влияние замедления мировой экономики и тарифных споров между США и Европейским союзом. В I квартале 2019 года глобальный индекс производства и продаж автомобилей может снизиться рекордно за последние девять лет. Согласно представленному во вторник, 19 февраля, прогнозу Всемирной торговой организации (ВТО), с января по март индикатор рискует опуститься до 92,5 пункта, против 96,9 пункта в предыдущем квартале. По данным, представленным на сайте организации, ожидаемое значение индекса может стать самым низким с января 2010 года. Отметим, в 2018 году мировой авторынок сократился на 0,5% — до 94,8 млн легковых автомобилей. При этом снижение было зафиксировано впервые с 2009 года. Такую статистику приводит аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на данные консалтинговой компании LMC Automotive. Примечательно, как рассказали RT в «Автостате», одной из причин рекордного падения продаж машин в мире стал обвал китайского авторынка. По данным компании, на сегодняшний день более четверти мировой автомобильной отрасли приходится именно на азиатскую республику. Согласно отчёту Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), по итогам 2018 года объём проданных в КНР машин уменьшился сразу на 2,76% и достиг 28,08 млн единиц. По оценке CAAM, на долю республики пришлось порядка 30% от мировых продаж. При этом рынок страны сократился впервые за последние 28 лет. По словам опрошенных RT аналитиков, причиной негативной динамики стало снижение потребительской активности в Китае на фоне тарифной войны с США. Как объяснил эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Константин Карпов, в условиях общего замедления экономики республики и по-прежнему действующих торговых ограничений люди начинают меньше тратить и реже брать кредиты. По подсчётам CAAM, сокращение китайского авторынка продолжается уже семь месяцев подряд. Более того в начале 2019 года падение отрасли только усилилось. Так, в январе продажи легковых автомобилей снизились на 17,7% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. Подобный объём сокращения за месяц стал максимальным с января 2012 года. «Есть предположение, что в первую очередь пострадал спрос на относительно бюджетный автотранспорт. Тогда как спрос на производимые и импортируемые европейскими или японскими производителями модели более высокого класса остался не тронутым. Тем не менее, опасность заключается в том, что продолжение такого тренда ещё на протяжении 6—9 месяцев вполне может вызвать негативные явления в глобальном секторе», — пояснил Карпов. Борьба гигантов По оценке опрошенных RT аналитиков, падение мирового авторынка также во многом связано с замедлением глобальной экономики. Более того спрос на автомобили уже достиг максимально доступного уровня и нуждается в дополнительных стимулах роста. Об этом в интервью RT рассказал управляющий директор по Корпоративным финансам УНИВЕР Капитал Константин Цехмистренко. «Автопром сейчас оказался под давлением по всему миру. Отрасль переживает не лучшие времена: замедление глобального ВВП и плохие сигналы по росту экономик в Европе и США в конце 2018 года оказали давление на продажи автомобилей. Спрос физически достиг насыщения во многих регионах, и без увеличения кредитования или скорости обновления автопарка рассчитывать на быстрое восстановление отрасли трудно», — отметил Цехмистренко. Как рассказал RT эксперт «Международного Финансового Центра» Владимир Рожанковский, динамика авторынка традиционно считается «опережающим индикатором» — показывает будущие процессы в глобальной экономике. Кроме того, по словам аналитика, влияние на мировую индустрию оказывает не только сокращение объёмов продаж, но и усиленная конкурентная борьба между крупными игроками. В частности, речь идёт о противостоянии США с Евросоюзом. Напомним, в 2018 году Дональд Трамп обвинил ЕС в создании торговых преград для американских компаний и не исключил введения пошлин на автомобили из европейских стран. Как сообщает Le Figaro, 17 февраля 2019 года Министерство торговли Штатов направило в Белый дом соответствующее исследование. Согласно документу, импорт автомобилей и автозапчастей из Европы представляет угрозу для госбезопасности США. Ответная реакция со стороны Евросоюза последовала незамедлительно. Как заявил президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, в случае введения пошлин Штатами на импорт автомобилей ЕС значительно сократит закупки американских товаров, таких как соя и СПГ. Слова Юнкера приводит немецкое издание Wirtschaftswoche. «Если США применят жёсткие санкций против европейского автопрома, то произойдёт сокращение рабочих мест на европейских сборочных производствах в Штатах. В случае потери 350 тыс. высококвалифицированных сотрудников на этих фабриках ущерб для американской экономики составит около $10 млрд», — пояснил Владимир Рожанковский. Новый двигатель Эксперты придерживаются разных оценок в отношении дальнейших перспектив мирового автомобильного рынка. Так, например, по словам Владимира Рожанковского, динамика отрасли носит цикличный характер, поэтому наблюдаемое падение может оказаться затяжным. «Сектор будет продолжать сокращать персонал по всему миру, и к 2020 году, скорее всего, мы увидим очередной уход с рынка больших, проверенных временем мировых брендов. В зоне повышенного риска — производители из США. Американские компании работают с очень низкими уровнями рентабельности, которые, в свою очередь, продолжают снижаться по мере роста курса доллара к мировым валютам», — объяснил Рожанковский. В то же время, как полагает Вадим Меркулов, обвал рынка будет менее продолжительным. По оценке эксперта, уже в следующем году продажи автомобилей в Китае могут вновь начать увеличиваться. Во многом это произойдёт за счёт растущей популярности электрокаров. «В Китае большую роль играет экологическая проблема, из-за которой процесс получения регистрации и номерных знаков затруднителен для жителей страны. Этот же процесс, наоборот, упрощён для электромобилей, что подстёгивает спрос у местного населения. Поэтому в дальнейшем стоит ожидать восстановление продаж в автомобильном сегменте за счёт продаж электромобилей», — объяснил эксперт. Любопытно, по данным CAAM, в 2018 году количество проданных электрокаров в КНР выросло на 61,7%, до 1,25 млн единиц, и стало самым большим показателем в мире. Более того, за первый месяц 2019 года, число проданных электромобилей составило 75 тыс. По сравнению с январём 2018-го показатель вырос почти на 180%. «Я думаю, что в 2019 году будет перераспределение долей на рынке в результате чего, общий объём продаж легковых автомобилей останется на прошлогоднем уровне. В дальнейшем в 2020—2022 годах автомобильный рынок будет восстанавливаться за счёт роста среднего класса в Китае и появления высокого спроса на электромобили», — заключил Вадим Меркулов.