Догнали и перегнали: Россия исполнила мечту СССР, обойдя США в экспорте пшеницы

Лидерство на мировом рынке пшеницы России обеспечили объемы экспорта, качество продукции и наилучшая цена. Об этом рассказал доктор экономических наук, профессор, бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод. Россия поставила мировой рекорд по объему экспорта пшеницы. Согласно данным Федеральной таможенной службы РФ, экспорт по итогам прошлого года составил 43, 96 млн тонн. Прежде на протяжении 37 лет первенство принадлежало США, которые в 1981-м выдали на экспорт 43,9 млн тонн. Нынешнее достижение России, так же как и мировое лидерство на рынке - не прецедент, а ситуация последних лет. Россия в свою новейшую эпоху кардинально изменила положение на рынке, превратившись из страны, закупавшей зерно в советские годы, в крупнейшего поставщика. Утрата былых позиций стала для Соединенных Штатов поводом для серьезнейшего беспокойства. В сентябре прошлого года в издании The Wall Street Journal вышла большая статья "Американские фермеры обеспокоены возрождением России". В статье шла речь о том, что объемы урожая и экспорта пшеницы из России создают большие риски фермерам США, которым все трудней конкурировать на рынке. Распад СССР изменил структуру рынка В СССР и по структуре питания хлеб потребляли больше, чем сегодня, кроме того, зерно шло на потребление того же скота, объясняет Леонид Холод. Плюс в Советском Союзе населения было гораздо больше, чем в сегодняшней России. А поставщиками зерна были те, кто его сейчас и производит - Россия, Украина, Казахстан, чуть-чуть - Белоруссия с Молдавией. "СССР же был недоимпортером зерна - производимых объемов для внутреннего пользования не хватало, шли закупки на внешних рынках. В пореформенные времена молочное стадо сократилось в разы, соответственно, потребление зерна среди животных сильно уменьшилось, так же как и потребление среди людей. Уменьшилось и техническое потребление зерновых - на водку, патоку и так далее. Вот одна из причин того, почему ситуация в советские времена с экспортом зерна так разительно отличается от новейшего периода", - сказал эксперт, заметив, что в СССР на самом деле производилось немало зерна, Российская Федерация в тамошних условиях производила 110-115 миллионов тонн. Спасибо трудностям После распада Союза внутренний рынок значительно уменьшился, до размеров одной Российской Федерации, снизилось потребление, параллельно выросло производство.В последние годы серьезнейшим спусковым курком послужили экономические сложности 2014 года. "Мировой рынок абсолютно космополитичен, политика там никого интересует, главное - цена и качество. Плюс нужно иметь налаженные каналы - кому звонить - но это приходит с опытом, это уже есть, нарабатывалось в нулевые годы, нарабатывается и сейчас. Так вот, после 2014 года, из-за изменения курса рубля, производители получили мощнейшую ценовую поддержку - огромная разница между ценой внутренней и ценой мирового рынка дала внушительные конкурентные преимущества российскому зерну на мировом рынке", - пояснил Леонид Холод. Новые и решаемые вызовы К тому времени связи на внешних рынках сбыта уже были отстроены, что упростило процесс. Сдерживающим моментом были, правда, отгрузочные мощности, портовые, прежде всего. "У нас же все в основном в СССР работало на прием зерна, а тут нужно было, наоборот, грузить", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня". Сегодня производители сталкиваются с вызовами - наши цены подтянулись к мировым. Соответственно, нужно думать о снижении себестоимости, в том числе транзакционных издержек. Себестоимость производства снижается не так быстро, это довольно длительный процесс, а что касается логистической себестоимости, тут все возможно, заметил Холод. США переживают Комментируя озабоченность американских производителей ростом доли российского экспорта, эксперт отметил, что это совершенно справедливо. "У российских фермеров была такая ценовая разница, что американские фермеры, конечно, забеспокоились. Представьте себе - вы производите продукцию, все у вас хорошо, вы конкурентоспособны. И тут появляется поставщик на мировом рынке, который имеет ценовую премию в 80%. Конечно, это повод для переживаний", - сказал Леонид Холод. На мировом рынке серьезнейшая конкуренция, и побеждает тот, кто предлагает продукцию дешевле, чем другие, с удобными условиями и надлежащим качеством. "Россия смогла все эти условия выполнить и получила хорошее место на рынке", - резюмировал эксперт.