Падение доходов россиян ударит по автопрому

Москва, 1 марта - "Вести.Экономика". Один из авторитетнейших экспертов – компания PwC опубликовала прогноз по российскому авторынку: наступивший год будет тяжелым. В 2019 г. продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 0,5% и достигнуть 1,68 млн шт. в оптимистическом сценарии. В базовом сценарии ожидается снижение продаж на уровне 2% до 1,65 млн шт. Реализация сценария будет зависеть преимущественно от макроэкономической конъюнктуры, - отмечают в PwC. [КАРТИНКА][/КАРТИНКА] Опубликованный в январе 2019 г. прогноз Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) намного оптимистичней: в 2019 г. продажи легковых машин в РФ вырастут на 3,6%. В сравнении в прошлым годом это все равно провал. Напомним, в 2018 г. рынок легковых автомобилей продолжил свое восстановление и показал рост на уровне 13%, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, достигнув докризисного уровня. В деньгах рынок также вырос: на 12% до $37,7 млрд. [КАРТИНКА][/КАРТИНКА] Вырастут ли продажи новых легковых автомобилей 3-й год подряд после 4-х лет падения? Доходы россиян растут медленнее цен в автосалонах и теперь уже сложно найти новый автомобиль по цене ниже 1 млн руб. Если в кризисные 2013-2016 гг. автопрому предоставляли огромные субсидии – и для субсидирования производства и сбыта, - то в 2019 г. поддержка сокращена в 3 раза до 10,4 млрд руб. Программы будут точечными – останутся программы с субсидированием покупки "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", а также лизинг коммерческих машин для бизнеса. Реализация санкционных рисков в первой половине 2018 г. повлияла на ухудшение ряда макроэкономических показателей по итогам года. По оценке PwC, в 2019 г. ожидается замедление темпов роста продаж легковых автомобилей на фоне возможного снижения доходов населения и валютных колебаний. Дальнейшее развитие рынка будет определяться стратегией автопроизводителей в условиях перехода от режима промышленной сборки к новому инвестиционному режиму. [КАРТИНКА][/КАРТИНКА] В России активно развиваются сервисы каршеринга, такси, совместного использования автомобилей. И все это происходит на фоне борьбы с бесплатными парковками. Это также бьет по спросу на продукцию автопрома. Факторы, которые могут замедлить рост продаж в 2019 г.: • рост цен в результате повышения НДС с 18% до 20%; • ухудшение макроэкономической ситуации и увеличение волатильности национальной валюты в случае введения новых санкций; • повышение ставок утилизационного сбора; • сокращение государственной поддержки автопромышленности. Факторы, которые будут способствовать росту продаж в 2019 г.: • переход рынка в стадию естественного роста при отсутствии внешних шоков, девальвации национальной валюты и санкций. Способствовать же росту продаж в 2019 г. будет в основном переход рынка в стадию естественного роста при отсутствии внешних шоков, девальвации национальной валюты и санкций. В 2018-2019 гг. завершается действие соглашения о промышленной сборке для большинства автопроизводителей. Для сохранения инвестиционной привлекательности отрасли и во избежание заморозки новых проектов в 2016 г. был предложен новый инвестиционный режим, предусматривающий предоставление налоговых льгот и снижение импортных пошлин в обмен на инвестиции и локализацию производства (специальный инвестиционный контракт). По состоянию на февраль 2019 г. специальные инвестиционные контракты подписали "АвтоВАЗ" и его партнеры Renault-Nissan-Mitsubishi, а также Hyundai, группа "ГАЗ" и Daimler (СпИК 1.0). В настоящее время обсуждается изменение законодательства и введение СпИК 2.0 в 2019 г. Коммерческие и грузовые автомобили, автобусы Планы правительства по увеличению доли малого и среднего бизнеса в экономике в 2 раза может оказать положительное влияние на росте продаж легких коммерческих автомобилей. А поддержка промышленности и АПК поможет росту производства и продаж грузовиков. Согласно прогнозу PwC, в 2019 г. рост общего объема продаж легких коммерческих автомобилей составит 1% и достигнет 114 тыс. шт. По итогам 2018 г. рынок легких коммерческих автомобилей показал рост на уровне 2,2% и достиг показателя в 112 тыс. шт. Среди лидеров по темпу прироста продаж - Peugeot (+45%), Ford (+31%), Citroen (+25%). Российские бренды GAZ, UAZ и Lada, которые занимают более половины рынка, потеряли 3 п.п. по сравнению с тем же периодом в 2017 г. и заняли в совокупности 69% рынка новых легких коммерческих автомобилей. Наибольший прирост продаж среди них показал бренд Lada (+5%). Согласно прогнозу, в 2019 г. рост общего объема продаж грузовых автомобилей составит 4% и достигнет 86 тыс. шт. Рынок грузовых автомобилей включает в себя среднетоннажные (от 3,5 до 16 тонн) и крупнотоннажные (свыше 16 тонн) грузовые автомобили По итогам 2018 г. продажи грузовых автомобилей составили 82,3 тыс. шт., увеличившись на 2,7%. Среди лидеров по темпу прироста продаж - SCANIA (+17%), MAZ (+9%), MAN (+7%). Отечественные бренды по итогам 2018 г. в совокупности составили 45% рынка и потеряли более 2 п.п. по сравнению с 2017 г. Скорость обновления парка автобусов зависит от законодательной инициативы. Не ожидается роста продаж новых автобусов в связи с тем, что министерство транспорта не поддержало инициативу производителей автобусов на запрет эксплуатации старых автобусов. Продажи новых автобусов по итогам 2018 г. показали прирост на уровне 11%, достигнув показателя в 13 тыс. шт. Среди лидеров по темпу прироста продаж - NEFAZ (+115%), Volgabus (+58%), MAZ (+28%). Согласно прогнозу, в 2019 г. падение общего объема продаж автобусов составит 9% и достигнет 11,8 тыс. шт.