Преждевременная радость. «Русал» может не восстановить утраченные позиции на рынке

Не все так хорошо Сегодня «Русал» объявил финансовые итоги своей деятельности за 2018 год. Они выглядят впечатляющими – выручка выросла на 3,1 %, до 10,28 млрд долларов, прибыль – на 39 %, до 1,698 млрд долларов. Чистый долг снизился на 2,7 %, до 7,442 млрд долларов. «Русал» сумел увеличить добычу бокситов на 18,9 %, до 13,847 млн тонн, производство первичного алюминия – на 1,2 %, до 3,753 млн тонн. Выпуск им глинозема остался на неизменном уровне – 7,774 млн тонн. «Наше главное достижение за прошедший год – это то, что компания продолжала эффективно работать, несмотря на санкции, – заявил генеральный директор «Русала» Евгений Никитин. – Нам удалось избежать массовых сокращений персонала и сохранить налаженные межотраслевые цепочки поставок сырья и готовой продукции в странах присутствия компании. Мы продемонстрировали клиентам и инвесторам эффективность нашей бизнес-модели даже в трудные времена». Радоваться не стоит. Продажи «Русалом» в 2018 году первичного алюминия и сплавов рухнули на 18,9 %, до 13,847 млн тонн. Он лишился годами нарабатывавшихся позиций и деловых связей на американском рынке, откуда был выбит после введения в апреле минувшего года против него президентом США Дональдом Трампом санкций. Его место частично заняли местные заводы, сумевшие за прошедшие месяцы резко поднять выпуск алюминия, частично – продукция из Китая (против тамошних производителей никакие санкции не устанавливались, импортные же пошлины им не помеха). На остальных рынках «Русалу» тоже пришлось несладко: он резко уменьшил сбыт и в Европе, и в Азии. Тамошние клиенты помучились и нашли ему замену. В России же «Русал» продолжил быть монополистом в выпуске первичного алюминия, но у его потребителей была хоть какая-то альтернатива в виде Казахстанского электролизного завода, Talco (бывший Таджикский алюминиевый завод), азербайджанского Det.Al Aluminium и поставщиков вторичного металла. Вернуться на прежние позиции Планы «Русала» на краткосрочную перспективу угадать несложно: восстановление утраченных позиций, расширение продаж алюминия и продукции на его основе (сплавов, катанки, фольги). «Мы уже ведем переговоры с теми партнерами, у кого есть потребность в стабильных долгосрочных поставках нашей продукции. Это по большей части задел на 2020 год, но ничто не мешает нам заключать договоры с клиентами, которые еще не законтрактовали все свои объемы на текущий год», – сообщил Евгений Никитин (цитируется «Интерфакс»). Любому потребителю, безусловно, необходимы постоянные отгрузки алюминия в течение длительного периода времени. А еще ему нужны стабильные цены, поскольку при подорожании крылатого металла неминуемо вырастет стоимость его продукции. «Русалу» же долгосрочные контракты интересны, однако ему предпочтителен рост цен – он повышает его рентабельность. В настоящее время цены на алюминий на London Metal Exchange находятся ниже 1,9 тыс. долларов за тонну, негативно влияя на рентабельность старых заводов «Русала» – Новокузнецкого и Кандалакшского, имеющих высокие издержки, и Ачинского глиноземного комбината, использующего сложную и затратную схему переработки сырья. Увеличение реализации алюминия на глобальном рынке вызовет их дальнейшее падение, усугубив тем самым финансовое состояние самого «Русала». В 2018 году он сумел нарастить выручку из-за скачков цен в апреле, мае, июне и октябре, в 2019 году подобной конъюнктуры может и не быть. «Сильно помог рост цен на алюминий и глинозем после объявления санкций против нее», – констатировал Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА. Помимо «Русала» его бывшие клиенты имеют широкий выбор поставщиков – к их услугам Alcoa в США, Norsk Hydro в Европе, Emirates Global Aluminium, Aluminium Bahrain, Maaden Aluminium на Ближнем Востоке и множество производителей в Китае. Китай не поможет... В принципе «Русал» может попытаться расширить сбыт в КНР – там власти позакрывали немало алюминиевых заводов под лозунгом борьбы за чистоту окружающей среды. «Китайский рынок алюминия, как ожидается, будет глубоко дефицитным, поскольку объемы предложения падают (снижение на 3 млн тонн в 2018 году) из-за низких цен на алюминий и экологических ограничений», – предположил Олег Петропавловский, аналитик компании «БКС Премьер». Возможно, нехватка алюминия в КНР и возникнет, хотя в пресс-релизе «Русала», посвященном финансовым результатам за 2018 год, говорится о росте экспорта из этой страны на 23,4 %, до 5,23 млн тонн. На 2019 год прогнозируется его снижение вследствие новых программ властей по улучшению потребления алюминия. Иными словами, дефицита крылатого металла в Китае не будет, и экспансия на его рынке будет крайне затруднительна. Остановленные же предприятия ничего не стоит перезапустить. «Мы разработали новый бренд Allow – это экологически чистый алюминий с самым низким уровнем выбросов CO2, чем в целом по индустрии. Наша стратегическая цель – укреплять позиции этого бренда, именно такой продукт является сейчас наиболее перспективным на международных рынках», – заявил Евгений Никитин. Вообще-то потребителю нет дела до того, сколько углекислого газа было выброшено в атмосферу (разве что слишком озабоченному экологией), ему главное – цена ниже, качество выше. Если «малогазовый» алюминий покажется ему дороговатым, он преспокойно купит его у того, кто предложит привлекательную стоимость. … и родина не спасет «Русал» может попытаться побольше отгружать на отечественный рынок. «Рост поставок в Россию вполне вероятен, так как в прошлом году было принято множество инициатив, в том числе законодательных, способствующих росту потребления металла в России; например, использование алюминиевой проводки в строительстве многоквартирных домов», – считает Максим Худалов. Здесь можно поспорить. Действительно, потребителем алюминия в нашей стране выступает строительный рынок. Темпы же самого строительства идут вниз прямо на глазах. Причем спад ощущается в девелопменте не только объектов коммерческой недвижимости, но и жилой (в 2018 году ввод домов уменьшился на 5 %, до 75,3 млн квадратных метров). Алюминиевая проводка «Русал» не вытащит: за долгие годы, пока ее применение в жилье было запрещено, строители привыкли работать с медной – она все-таки безопасней (хотя бы потому, что не нагревается столь же быстро, как алюминиевая). В алюминиевых профилях в обычных домах необходимости-то и нет, окна и двери из них увеличат стоимость квартир. Да и нет у населения денег на хорошее жилье. Автомобилестроение в 2019 году явно уменьшит производство машин «благодаря» урезанию финансирования программ по его поддержке; в судостроении важнее сталь, авиастроение буксует. Конечно, «Русалу» стоит постараться заменить собственной продукцией заграничную – в Россию ввозят алюминиевый прокат и профили, колесные диски и сковородки, невзирая на колебания курсов доллара и евро. «Наиболее перспективный сегмент – это выпуск алюминиевого проката и импортозамещение алюминиевого литья для автопрома и экструзии для строительства. Собственно, компания делает определенные шаги в данном направлении, однако емкость отечественного рынка и конкуренция с импортом пока не позволяют в полной мере реализовать данную стратегию», – отметил Максим Худалов. Кроме узкой емкости рынка, в России росту спроса на алюминий мешает принятое в «Русале» ценообразование: он продает алюминий дороже, чем на London Metal Exchange. И пускай его клиенты находятся в России, он вряд ли пойдет на уступки – чистый долг «Русала» все равно велик (7,442 млрд долларов). Выплачивать его «Русал» будет еще долго. Поэтому на глобальном рынке компании надо будет потрудиться, для того чтобы вернуть себе место под солнцем; увеличение потребления алюминия в России она не стимулирует. Тогда и на рост продаж «Русалу» не стоит рассчитывать, ведь никто не отменял базовый закон экономики: чем ниже цена, тем выше потребление. Действовать ему вопреки у «Русала» не получится. На запрос «ФедералПресс», направленный по электронной почте в пресс-службу «Русала», комментариев получено не было. Фото: pixabay.com

Преждевременная радость. «Русал» может не восстановить утраченные позиции на рынке
© РИА "ФедералПресс"