Неприятности Boeing только начинаются

Москва, 11 марта - "Вести.Экономика" Очередная авиакатастрофа нового Boeing 737 MAX 8 в Эфиопии, вероятно, повторяет случай, который произошёл в Индонезии в прошлом году. Конечно, самолёты могут падать, если они летают. Однако проблема вовсе не в технических поломках или конструктивных недочётах. После индонезийской катастрофы Boeing Co почти ничего не сделала для того, чтобы повысить безопасность эксплуатации столь популярной модели, считает Андрей Кочетков, ведущий аналитик «Открытие Брокер». На текущий момент авиакомпании мира используют около 350 самолётов Boeing 737 MAX 8. В планах — поставки до 5000 штук для замены стареющего парка и удовлетворения растущего спроса на авиаперевозки. Однако практика слабого реагирования на явные проблемы может дорого обойтись американскому аэрокосмическому гиганту. После катастрофы в Индонезии компания сподобилась лишь на рассылку инструкций о том, как действовать пилотам в случае проявления ситуации с проблемными датчиками скорости, что может привести к сваливанию в штопор. В автомобильной индустрии подобные события, как правило, приводят к отзыву проблемной серии для устранения возникших проблем, так как отказ от их исправления может грозить миллионными штрафами. В случае с Boeing штрафы могут составить сотни миллионов, а репутационные потери — семизначную цифру. К тому же проблемность эксплуатации потенциального самолёта-катастрофы повысит интерес авиакомпаний к европейскому Airbus. Кроме того, если речь идёт о рынках Азии, то повышается актуальность российской разработки MS-21, а также совместных проектов РФ с Китаем. В любом случае, у Boeing Co начинаются времена, когда менеджмент должен принимать меры по устранению проблем. Если же в обозримом будущем случится ещё одна катастрофа, то это будет жесточайшим ударом по планам продаж на ближайшие годы. Глобальный рынок уже сегодня подвержен таким явлениям, как протекционизм. Соответственно, при плохой репутации Boeing Co может потерять не только новых, но и постоянных клиентов. Дополнительным осложняющим фактором становится курс доллара, который явно укрепился в последнее время. И, наконец, политика Вашингтона по накладыванию рестрикций по любому поводу также не способствует энтузиазму покупателей. Меж тем, рынок самолётов типа Boeing 737 MAX 8 — это один из самых ёмких рынков. Собственно говоря, российский самолет МС-21 также играет на этом поле, и будет вполне живучим, даже если будет эксплуатироваться преимущественно в России. Рынок неминуемо проведёт текущую переоценку довольно дорогих акций Boeing Co. На текущий момент их P/E, без учёта возможного провала после авиакатастрофы, превышает 23. Дивидендная доходность составляет менее 2%, что также говорит о чрезмерной дороговизне. Соответственно, потеря 15-20% и возможное вхождение акции в «медвежью» фазу вполне реалистичный сценарий. Котировки акций Boeing Co: [КАРТИНКА]Источник: investing.com[/КАРТИНКА] Рынок слишком оптимистично рассматривает будущее компании, которая избаловала себя весьма негативной практикой реагирования на претензии эксплуатантов. Чем дольше будет культивироваться пренебрежение, тем слабее будут перспективы будущих продаж. Возможно, что Boeing Co становится жертвой цифрового века, когда возникает соблазн общего сокращения времени разработки и вывода новых моделей на рынок. В то же время, проектирование — это лишь часть создания нового самолёта. Куда более ответственная фаза начинается на этапе лётных и эксплуатационных испытаний. Если пренебречь этой фазой, то ошибки проектирования и промышленного менеджмента придётся исправлять в полевых условиях, а это многократный риск происшествий с человеческими жертвами. Соответственно, рынок будет ждать от Boeing Co активной реакции, либо следующая катастрофа может приземлить планы аэрокосмической корпорации по доминированию на глобальном рынке. Если же говорить об инвесторах, то восстановление акций компании после провала может оказаться весьма долгим.

Неприятности Boeing только начинаются
© Вести Экономика