Предпринимательская уверенность вернулась к докризисному уровню

Значение индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) увеличилось во II квартале текущего года относительно I квартала на 2 п.п. и достигло +7%, что свидетельствует о возвращении отрасли к докризисному уровню 2013-2014 года, говорится в результатах исследования «Состояние делового климата в организациях розничной торговли России» по итогам I полугодия, подготовленного НИУ ВШЭ. «По итогам I полугодия достигнутая результативность выразилась не только в акцентированном позитивном обновлении большинства ключевых трендов, но и возвращении отрасли к докризисному уровню 2013—2014 гг. В частности, главный композитный индикатор исследования — индекс предпринимательской уверенности впервые преодолел ретроспективные значения и, увеличившись относительно предшествующего квартала на 2 п.п., вышел в анализируемом периоде на отметку (+7%)», - говорится в сообщении. Отмечается, что значение индекса во II квартале 2019 года - это «максимально позитивный результат за последние пять лет». По данным экспертов, «по сравнению с I кварталом текущего года конъюнктурный опрос позволил выявить заметную нейтрализацию большинства негативных тенденций, что в целом позволяет охарактеризовать сложившийся деловой климат в отрасли как благоприятный». В ВШЭ отметили, что «ввиду отсутствия значимых шоков и укрепления предпринимательской уверенности в течение первых двух кварталов», сегмент розничной торговли продемонстрировал движение к восстановлению, обозначившемуся в начале года, «что заметно улучшило состояние делового климата». На предпринимательские настроения во II квартале негативное влияние оказывали «факторы низкого спроса, налогообложения, недостатка финансовых средств, размера арендных ставок», а также высокая интенсивность сокращения численности занятых, нетипичная для весенне-летнего сезона (как и кварталами ранее, в 30% организациях продолжалось сокращение персонала), отмечается в материалах. Кроме того, «ситуацию в отрасли сдерживали параметры инфляционной составляющей» («по итогам I полугодия наблюдалось умеренное увеличение ценового давления, что зафиксировали более 40% респондентов»).