«Роснефть» призвала привлечь независимых экспертов для контроля за нефтью

Чтобы восстановить имидж России, как надежного поставщика качественных энергоресурсов, в нефтяной отрасли должны быть установлены четкие и прозрачные правила контроля качества сырья, считает бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Свои предложения по стабилизации ситуации он изложил в письме, направленном на прошлой неделе премьер-министру Дмитрию Медведеву, пишут «Ведомости». По мнению Шредера, предложения «Транефти» о передаче операционного контроля над принадлежащими грузоотправителям пунктам сдачи-приема нефти (ПСП) не смогут застраховать рынок от повторения в будущем подобных ситуаций, поскольку такой подход не обеспечивает необходимую прозрачность процесса контроля за качеством нефти, сдаваемой в трубопроводную систему. «Предложения "Транснефти" — это навязывание игрокам нерыночных услуг вместо создания прозрачного механизма. Тотальный контроль за качеством нефти получает одна компания, которая уже не смогла обеспечить сохранность качества сырья. Это — дополнительный источник необоснованных доходов для "Транснефти", которая уже и так имеет доступ ко всем узлам учета», — говорит источник в отрасли. По его словам, новый техрегламент, который вступил в силу в июле этого года, уже обязывает добывающие компании проверять нефть на соответствие ГОСТУ, поэтому реализация предложений «Транснефти» повлечет за собой лишние затраты для нефтяников. «Это как двойное налогообложение», — считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «По сути, нефтяникам придется платить дважды за одну и ту же работу: первый раз — за проверку нефти на соответствие техрегламенту, второй — при сдаче той же нефти в трубу». По мнению эксперта, дополнительными затратами нефтяникам грозит инициатива же «Транснефти» по унификации ПСП: станции скорее всего придется переоборудовать по единому образцу и в соответствии с требованиями «Транснефти». «Качество нефти надо контролировать на протяжении всего маршрута, а не только в месте ее поступления в систему», — отмечает Танкаев. Представители нефтяных компаний с этим соглашаются. «Предложения "Транснефти" сводятся к тому, чтобы усилить контроль за приемом нефти в систему и не учитывают процесс ее транспортировки», — говорит источник в отрасли. «Падение качества сырья в трубе происходит из-за смешения различных потоков нефти. Их формирует "Транснефть", и со стороны нефтяных компаний этот процесс никак не контролируется. Компании получают на выходе то, что получают. Поэтому если уж повышать контроль и прозрачность, то над процессом в целом: компании должны понимать, как "Транснефть" формирует потоки, как она контролирует качество нефти в трубе, как ее чистит, какими реагентами, ведь это тоже влияет на качество. Сейчас вся эта информация закрыта», — подчеркивает он. Избежать монопольнолизации процесса контроля качества нефти и обеспечить его прозрачность позволит привлечение к работе независимых инспекторов, считает Шредер. Это общепринятая международная практика, отмечается в письме. «Роснефть» не комментирует служебную переписку», — заявил ее представитель, однако отметил, что в компании уже внедрена практика дополнительного контроля качества сдаваемой в систему нефти. «Компания заключила договоры с международно признанными независимыми инспекторскими организациями», — уточнил представитель «Роснефти». Институт сюрвейеров действительно может защитить репутацию сырья, считает аналитик АКРА Василий Танурков: это, по сути, независимая лаборатория — арбитр в спорах между поставщиком и потребителем, которые согласились признавать оценки сюрвейера. Кто платит за их услуги, зависит от этих договоренностей, сумма обычно крайне незначительна в сравнении с суммой контракта, рассказывает он. Привлечение сюрвееров не только обойдется отрасли дешевле, но и внесет гораздо более весомый вклад в восстановление имиджа российских поставщиков, считает старший аналитик «БКС-Премьер» Сергей Суверов. «Доверие к «Транснефти» у европейских потребителей уже подорвано. Еще большее усиление контроля над нефтяными потоками со стороны этой компании, скорее всего, будет негативно воспринято рынком. Потребители скорее оценят появление независимых инспекторских компаний, давно работающих на рынке и хорошо себя зарекомендовавших», — говорит эксперт. В апреле текущего года российская нефтяная отрасль столкнулась с беспрецедентной ситуацией, связанной с загрязнением нефтепровода «Дружба» хлорорганическими соединениями. Инцидент нанес огромный имущественный и репутационный ущерб российским поставщикам, существенно подорвав доверие к качеству российской нефти. Загрязнение затронуло и интересы европейских потребителей: претензии к качеству российской нефти предъявляли контрагенты из Германии, Польши, Чехии и Словакии.

«Роснефть» призвала привлечь независимых экспертов для контроля за нефтью
© Lenta.ru