Акции Nintendo достигли 19-месячного максимума на фоне запуска Switch в Китае

Nintendo начала продавать консоли Switch в Китае — дебют состоялся во вторник, 10 декабря. Новинку можно приобрести в розничных магазинах, а также в торговых сетях вроде TMall и JD.com.

Акции Nintendo достигли 19-месячного максимума
© Reuters

Nintendo Switch может стать чрезвычайно популярной среди китайских геймеров в ближайшие несколько лет, сообщили аналитики CNBC, но Nintendo столкнется с проблемами на игровом рынке Поднебесной, где царит модель free-to-play, позволяющая бесплатно играть в мобильные игры.

Флагманская консоль японской компании официально поступила в продажу в Китае во вторник. Nintendo сотрудничала с китайским игровым гигантом Tencent, чтобы вывести консоль на этот рынок.

В понедельник около 105 000 человек сделали предзаказы приставки на сайте электронной коммерции JD.com. Впрочем, в итоге, товара хватило не всем. Представитель другого сайта электронной коммерции Fenqile сообщил CNBC, что Switch "стала одним из самых популярных консольных продуктов... за последние годы".

Акции Nintendo выросли более чем на 2,9% во вторник, достигнув самого высокого внутридневного уровня с 9 мая 2018 года.

Аналитики, которые говорили с CNBC, сказали, что, как они ожидают, Nintendo продаст около 100 000 приставок в Китае до конца года. Nintendo уже продала 41,67 миллиона Switch по всему миру с момента выхода приставки в марте 2017 года. По оценкам Wedbush Securities, Nintendo, скорее всего, продаст не более 10 миллионов устройств в Китае в течение срока актуальности консоли, однако, по прогнозам, в первый год продажи могут составить от 4 миллионов до 5 миллионов.

Для таких международных производителей консолей, типа Sony, Microsoft и Nintendo, Китай является уникальным рынком, поскольку иностранные консоли были запрещены до 2014 года. Категория остается нишевой, так как на долю консольного программного обеспечения и сервисов в Китае в этом году, по данным маркетинговых исследований компании Niko Partners, будет приходиться всего 1,3% от общего дохода от игр.

В то время как устройства обычно приобретаются по официальным каналам в других странах, в Китае сформировался серый рынок, где иностранные консоли ввозятся и продаются по неофициальным каналам. Продажи консолей серого рынка в прошлом году опережали продажи легальных.

Часто эти консоли серого рынка могут не работать должным образом в Китае, потому что они не могут подключаться к иностранным серверам, необходимым для определенных игр. Именно поэтому производителям консолей необходимо выпускать китайские версии своих продуктов, и отчасти именно поэтому Nintendo сотрудничает с Tencent.

Хотя Sony и Microsoft выпустили свои флагманские консоли - PlayStation 4 и XBox One X, соответственно, в Китае, успех был ограничен. Частично это связано с высокими ценами, но также и с тем, что китайские потребители выросли на бесплатной модели мобильных игр. Это тоже может стать проблемой для Nintendo.

"Бесплатные игры были изобретены для того, чтобы бороться с китайским пиратством платных игр, поэтому необходимо было предлагать бесплатные серверные игры, чтобы оградить китайского потребителя от воровства платных игр", - сказал Майкл Пахтер, управляющий директор по исследованиям рынка акций компании Wedbush Securities.

"Потребители там любят играть бесплатно, потому что это все, что им предлагают. Да, Nintendo ищет аудиторию, которая никогда не платила за игры, и да, это непростая задача".

Однако аналитики с оптимизмом смотрят на потенциал Switch в Китае по ряду причин, включая ценообразование и каталог игр.

Консоль Nintendo стоила 2 099 юаней ($298), что дешевле, чем PlayStation 4 и Xbox One X, когда они были выпущены. Но на рынок выходит только одна игра, "New Super Mario Bros. U Deluxe". Для консолей Sony и Microsoft на момент выпуска было доступно больше игр.

Но Серкан Тото, генеральный директор компании Kantan Games, предоставляющей консультации по играм, сказал, что у Nintendo есть шанс побороться за рынок.

"Консоль Switch предлагает то, чего нет у ПК, других консолей или телефонов. Она может похвастаться широким спектром эксклюзивного программного обеспечения, которое китайские пользователи не могут получить больше нигде. Она обладает самой популярной интеллектуальной собственностью (ИС) в игровой индустрии во всем мире, включая права на франшизы Mario, Zelda или Pokemon", - сказал Тото в комментарии CNBC.

Одной из ключевых особенностей Switch является возможность брать консоль с собой в дорогу, что может понравиться мобильным геймерам Китая.

"Гибридный характер Nintendo Switch является ключевым преимуществом консоли, и мы считаем, что возможность играть в игры дома и в дороге понравится китайским геймерам, которые любят играть в мобильные игры как дома, так и в общественных местах", - говорится в письме аналитической компании Niko Partners.

Nintendo и Tencent ожидают, что в следующем году будет одобрено больше игр для Switch. В Китае для продажи видеоигр требуется разрешение регулирующих органов.

Ключевой частью стратегии Nintendo в Китае является сотрудничество с одной из крупнейших технологических и игровых компаний страны - Tencent.

"Tencent повысила привлекательность Nintendo Switch в Китае, предоставив гарантию сроком на один год на консоль, серверы Tencent для онлайн игр и высококачественные локализованные игры", - говорится в заметке Niko Partners.

"Мы считаем, что Tencent может продолжать повышать привлекательность Switch в Китае за счет внедрения более дешевой Switch Lite, облачных игровых сервисов, бесплатных игр и игры производства самой Tencent для Switch".

Согласно исследованию Niko Partners, после отмены заморозки игрового лицензирования китайский геймдев быстро восстанавливается. С декабря прошлого года в Китае получили лицензии 1240 игр — как местных, так и зарубежных. Прогнозируется, что в 2019-м доход от PC- и мобильных тайтлов вырастет на 7,3% в годовом выражении.

Экспертов рынка особенно интересует состояние Tencent и Netease. Ведь именно на этих гигантов приходится 70% игровой выручки в Китае. Суммарный доход от игр Tencent и NetEase за первые полгода составил $11 млрд. Это на 8,6%, чем год назад. За этот же срок мобильная выручка обеих компаний выросла на 13,4%. Десктопная, напротив, упала — на 0,1%. К концу года прогноз по мобильной выручке положительный. Она может показать рост на 18,3%. Десктопная же снизится еще сильнее — на 4%.