Перспективы грузовой авиации в 2020 году

2019 год не был особенно удачным для грузовых авиаперевозок. Отрасли остается надеяться на то, что прошедшие 12 месяцев были худшим периодом в их жизни, и что в следующем году ситуация улучшится. На горизонте появились признаки такого сценария, но не исчезли и вопросительные знаки. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), рост грузоперевозок может начать увеличиваться в 2020 году, хотя он останется далеким от двузначного роста, наблюдавшегося несколько десятков месяцев назад. Если прогнозы IATA сбудутся, то в текущем году в отрасли будет зафиксирован рост на 2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а объем перевезенных грузов достигнет 62,4 млн. 2019 год был отмечен снижением. По предварительным результатам, отрасль за последние 12 месяцев зафиксировала падение на 3,3 процента, что является самым серьезным снижением с 2009 года, когда мир боролся с финансовым кризисом. Границы прочности По оценкам IATA, даже если в отрасли будет наблюдаться рост авиаперевозок, 2020 год будет третьим по счету с падением роста. Впрочем, уже внушает оптимизм то, что в 2020 году снижение составит 3 процента, в то время как в 2019 году оно составило 5. В результате общие доходы отрасли в 2020 году должны составить 101,2 миллиарда долларов, что на 1,1 процента меньше, чем доходы в 2019 году, но это не меняет того факта, что у авиакомпаний будет меньше денег, чем раньше. Такие, мягко говоря, не самые лучшие результаты для всей отрасли, не означают, что в 2019 году перевозка всех групп товаров снижалась — общей тенденции к снижению избежала категория фармацевтической продукции и «скоропортящихся продуктов». Это не удивительно, поскольку обе эти группы товаров навсегда стали неотъемлемым элементом жизни во всем мире. Трудно представить, например, что большая группа людей с Ближнего Востока, страдающая от диабета в результате замедления экономики, больше не будет нуждаться в инсулине или, например, что европейцы прекратят посещать японские рестораны, где подают суши, приготовленные с использованием тунца, привезенного из Новой Зеландии, или что потребители по всему миру признают, что не могут покупать экзотические фрукты. Таким образом, сосредоточившись на перевозке фармацевтических препаратов и скоропортящихся товаров, многие авиакомпании улучшили свои показатели. Торговые войны и политические конфликты IATA упоминает о продолжающихся торговых войнах и замедлении экономического роста среди причин сокращения грузовых авиаперевозок. В экономических конфликтах, несомненно, на первом месте стоит торговая война между Соединенными Штатами и Китаем — крупнейшей в мире и второй по величине экономикой. На наш взгляд, различия в оценке администрацией президента Соединенных Штатов Дональда Трампа и китайских властей того, как должны выглядеть торговые правила, инвестиционные стандарты и защита интеллектуальной собственности, привели к введению ряда пошлин обеими сторонами и ограничениям в торговле которые стали настоящим тормозом развития отрасли. Учитывая тот факт, что первая серия пошлин была навязана Китаю Соединенными Штатами в июне 2018 года, а ответ Китая пришел месяцем позже, мы можем сказать, что этот разрушительный конфликт для мировой торговли продолжается уже полтора года. Ущерб от конфликта для отрасли оказался значительным. IATA прогнозирует, что торговая война и рост цены на нефть в 2019 году обойдутся авиакомпаниям в 7,5 млрд долл. США, поскольку прогнозы роста были снижены. В общей сложности в 2019 году грузовые авиакомпании заработают 28 миллиардов долларов, что на одну пятую, то есть на 2 миллиарда долларов меньше, чем в прошлом году. Что еще хуже, последствия конфликта между Соединенными Штатами и Китаем не ограничиваются только этими двумя странами, но распространяются на всю отрасль. «Это повлияет на всех. Последствия не будут ограничены только двумя странами. Это такие великие экономические державы, что все, что они делают, повлияет на экономику всего мира», - считает Акбар Аль Бейкер, президент Qatar Airways. Аль Бейкер признает, что его авиакомпания, которая владеет парком из примерно 200 пассажирских самолетов и 20 грузовых судов, испытывает на себе снижение грузопотока, хотя пока рано говорить о том, каким будет влияние торговой войны. Гонконг, Тайвань, Южная Корея и Япония Торговая война между Соединенными Штатами и Китаем, хотя она является наиболее заметным проявлением экономических конфликтов, затрагивающих отрасль, не является единственным источником проблем — также вызывает беспокойство ситуация на периферии самого Китая. Уже более полугода улицы Гонконга стали местом протестов против планов специальной административной зоны, нацеленных на введение законов, позволяющих выдавать граждан Гонконга в Китай, где они будут попадать под процедуры в соответствии с более строгими законами. По общему признанию, правительство отозвало свои попытки протолкнуть спорный закон, но жители Гонконга сформулировали еще четыре требования, чтобы остановить постепенную эрозию гражданских прав и свобод, которые они чувствуют после передачи города в 1997 году из-под британского правления, под контроль пекинских властей. 26 июля акции протеста также были перекинулись в аэропорт, а 5 августа общая забастовка привела к отмене более 200 рейсов из Гонконга. После этих событий аэропорт ввел строгий контроль за лицами, которые могут находиться в пассажирском терминале, что до сих пор предотвращало сбои в работе аэропорта, однако беспокойство по поводу будущего бывшей британской колонии бросает тень на функционирование этого крупнейшего грузового аэропорта в мире. Также есть обеспокоенность ситуацией на Тайване, где на демократических выборах избраны его собственное правительство и парламент. Коммунистическое правительство Пекина считает Тайвань мятежной провинцией, которая однажды будет включена в остальную часть страны. С 2016 года, когда власть на острове перешла к Демократической прогрессивной партии, обвиняемой китайскими властями в стремлении к независимости, Пекин не жалел никаких мер и усилий, чтобы изолировать Тайвань на международной арене. Для грузовой отрасли ситуация на Тайване важна, поскольку остров является очень важным элементом в цепочке поставок производства смартфонов и компьютеров, а любые ограничения на свободу торговли могут иметь огромные последствия для мира современных технологий. Подобные, потенциально катастрофические последствия для мировой экономики могут быть вызваны затяжным конфликтом между Южной Кореей и Японией. Источником конфликта является решение Верховного суда Кореи от 2018 года, которое предоставило бывшим корейским принудительным работникам право требовать репарации непосредственно от японских компаний, использующих их. По мнению Японии, этот путь возмещения был закрыт, когда в 1965 году между странами был подписан мирный договор. Различия в толковании права на возмещение привели к росту напряженности между правительствами стран, в результате чего международные соглашения с наивысшими привилегиями в торговле становятся все более реальным началом полномасштабной коммерческой войны. Конфликт также влияет на возрождение националистических настроений и бойкот поездок в Японию. Для всего мира проблематично, что правительства обеих стран все чаще говорят о введении торговых ограничений редкоземельные металлы, незаменимые при разработке современных технологий. Любые ограничения на свободную торговлю этими материалами могут вызвать глубокий кризис, который также нанесет значительный удар по воздушным грузоперевозкам. В тени медбаллизации Само существование торговых конфликтов, несомненно, затрагивает многих людей, занятых в авиационной грузовой промышленности. Но что, если ситуация станет еще хуже, а торговые конфликты не только приведут к неблагоприятным тенденциям, но и явятся результатом глубоких неблагоприятных изменений в мировой макроэкономике? «В последнее десятилетие по нескольким причинам глобализация замедлилась от скорости света до скорости улитки. Затраты на перемещение товаров перестали падать. Многонациональные корпорации заметили, что глобальное присутствие ведет к дегустации и что местные конкуренты могут съесть их живьем. Основной бизнес движется к услугам, которые труднее продать за границу: ножницы можно экспортировать в контейнерах, но парикмахерское мастерство — нет. Кроме того, китайское производство стало самодостаточным, поэтому оно импортирует все меньше и меньше элементов», - пишет журнал The Economist в январе 2019 года, объявляя об окончании глобализма и появлении «медбаллизации» (от английского слова «медленный»). «Новый мир будет действовать по другим принципам. Замедление углубит связи внутри регионов. Цепочки поставок в Северной Америке, Европе и Азии приближаются к штаб-квартире компании. В Азии и в Европе большая часть торговли уже происходит в регионе, и доля этой тенденции неуклонно растет с 2011 года. В 2017 году, по данным журнала, азиатские компании имели больше международных продаж в Азии, чем в Америке. Если наблюдения экспертов точны, а глобализация замедлилась, это также означает ухудшение перспектив для отрасли грузовых авиаперевозок, которая является одним из столпов глобализации. В игру вступает железная дорога и новые морские пути Положение авиации как привлекательного канала для перевозки грузов по межконтинентальным маршрутам также страдает от увеличения альтернативных транспортных возможностей. В течение многих лет при перевозке грузов у компаний был выбор — быстрая перевозка ценностей на самолетах по высокой цене или более длительной транспортировке по морю, но по более привлекательным тарифам, что позволяет экономичную перевозку большого количества товаров. Теперь выбор способов транспортировки может стать шире. За благосклонность клиентов, планирующих перевозить грузы между Китаем и Европой, пытается бороться с железными дорогами. Проект, который является детищем китайского правительства и одним из столпов инициативы «Одна путь и одна дорога», обещает быть короче, чем морской транспорт, по цене ниже, чем воздушный транспорт, что теоретически является промежуточным решением между воздушным и морским транспортом. На данный момент предложение не встретило большого отклика клиентов, и поезда ходят в основном пустыми. По словам предпринимателей, разница во времени перевозки между железной дорогой и судами недостаточно значительна, чтобы оправдать гораздо более высокую стоимость услуг железнодорожного транспорта. Это, однако, может измениться. В прошлом участие китайского правительства позволяло превратить в реальность предположения, которые изначально казались слишком смелыми, такие как создание высокоскоростных железнодорожных сетей. В случае железнодорожных перевозок между Поднебесной и Европой, время в пути может быть сокращено при улучшенной организации, а создание эффекта масштаба может привести к снижению затрат на обслуживание. Не исключено, что и судовладельцы смогут предложить более короткие сроки перевозки грузов между континентами. Хотя это звучит ужасно для тех, кто участвует в борьбе с изменением климата, потепление и таяние ледяных масс планеты, окружающих Северный полюс, означают возможность использовать маршруты к северу от России или Канады, буквально открывая судоходство. В глобальном масштабе использование этих морских путей в летние месяцы может привести к значительной экономии при транспортировке. Конечно, межконтинентальные, внутриконтинентальные перевозки или новые морские маршруты могут соблазнить лишь небольшую часть клиентов, которые в настоящее время пользуются воздушным транспортом. В большинстве случаев негабаритный груз — это очень специализированная группа товаров, которые просто не могут быть перевезены другими способами, или которые имеют значительную единичную стоимость по сравнению с их весом и объемом. Всегда будет спрос на перевозку этих продуктов, следовательно, всегда будет место для авиакомпаний, вовлеченных в этот бизнес. Электронная коммерция больше не вселяет надежду ... Еще в 2018 году авиакомпании, рассматривали развитие электронной коммерции как способ минимизировать зависимость состояния грузовой отрасли от мировой экономики. Теоретически, электронная коммерция может стать возможностью для революционных изменений в отрасли - перехода от бизнеса B2B, который зависит от хорошего состояния деловых клиентов, к бизнесу B2C, который напрямую связан с постоянно растущим потреблением покупателей, которые хотят получать свои товары, купленные онлайн, как можно скорее. На саммите IATA в Сиднее в 2018 году ассоциация опубликовала прогнозы, в которых говорится, что спрос на авиаперевозки увеличится на 4 проц. в 2018 году, в основном из-за значительного развития электронной коммерции. Несмотря на обнадеживающие прогнозы, для многих перевозчиков электронная коммерция не оправдала возложенных на нее ожиданий. Большое значение имело то обстоятельство, что такие компании, как Amazon, вместо того, чтобы пользоваться услугами специализированных авиакомпаний, предпочитали учреждать перевозчиков под своим собственным брендом. Таким образом, они не только не делятся доходами с транспортными или курьерскими компаниями, но и заставляют их снижать комиссионные, а также делать инвестиции, позволяющие им конкурировать за счет сокращения времени транспортировки. С растущей маржой возникла еще одна существенная проблема, которая, несмотря на то, что электронная коммерция стимулирует рост, операторы едва ли могут добиться привлекательных результатов. «То, что кажется хорошим источником дохода, фактически отрицается объемным характером груза. Экспедитор хочет стандартные цены на груз, но после погрузки оказывается, что они 30 процентов ниже», - говорит Джон Гилфезер, директор по продажам Network Aviation Services в интервью Air Cargo News. Это мнение подтверждают и другие работники отрасли. ... но это дает толчок к дальнейшему развитию цифровых технологий Хотя развитие электронной коммерции в значительной степени не оправдало возлагаемые на нее надежды, для многих авиакомпаний это был импульс изменить бизнес. Возможно, на данный момент для грузоперевозчиков переход от B2B к B2C невозможен, но это не означает, что авиакомпании не могут пытаться расширить свои группы клиентов, даже с помощью стартапов или небольших или менее специализированных компаний. Цифровые технологии становятся важным и эффективным инструментом достижения этой цели, которая является основным стержнем развития для многих авиакомпаний. В 2019 году Lufhansa Cargo сделала огромный шаг в этом направлении, представив услугу smartBooking, которая позволит клиентам и партнерам Lufthansa Cargo просматривать обязательные предложения, т.е. который можно забронировать прямо онлайн. Система представляет доступные маршруты, информацию о доступных предложениях и автоматически помогает выполнить все формальности. Прямые клиенты Lufthansa Cargo, а также партнеры, такие как платформа онлайн-торговли cargo.one, смогут использовать интерфейс прикладного программирования (API). Системы API обеспечивают межсистемную связь, что означает соединение как с платформами заказов и резервирования, так и напрямую с экспедиторами. Клиенты, использующие авиатранспортные услуги, могут пользоваться платформой cargo.one напрямую через Интернет. API позволяет напрямую интегрировать базу данных Lufthansa Cargo с системами, используемыми клиентами. Подобные мероприятия в направлении цифрового будущего были предприняты другими авиационными группами в 2019 году, в частности AirAsia. Хорошие новости для отрасли Любые новые инициативы, предпринятые авиакомпаниями в 2020 году, имеют хорошие шансы попасть на благодатную почву для позитивных изменений. 2020 год, скорее всего, принесет долгожданное улучшение мировой экономической ситуации, утверждает IATA. Темпы роста товарооборота в новом году должны увеличиться до 3,3 процента после скудного результата в 0,9 процента в 2019 году, в то время как мировой ВВП увеличится на 2,7 процента, то есть немного больше, чем в 2019 году, когда рост ВВП составил 2,5 процента Основной предпосылкой для оптимизма является год выборов в Соединенных Штатах, что побуждает администрацию страны подписать соглашение о прекращении торговой войны. Согласно заявлению американской и китайской сторон, соглашение готово к подписанию, и вскоре должна последовать торжественная процедура ратификации. Отдельный вопрос заключается в том, может ли соглашение выдержать испытание временем, поскольку, по мнению большинства комментаторов, оно не заставляет Китай вносить практически какие-либо существенные изменения в политику и на самом деле не решает проблемы, которые были упомянуты в качестве предпосылок для начала торговой войны. Пожалуй, лучший ответ дают сами китайские авиакомпании, относящиеся к так называемой «Большой китайской тройки», превращающая грузовые филиалы в отдельные предприятия, не влияющие на финансовые результаты крупных авиакомпаний. Хотя соглашение о торговле между США и Китаем в перспективе связано с неопределенностью в отношении его реализации, последовательных действия государств, входящих в нефтяную группу ОПЕК, дают все основания полагать, что оптимистичные прогнозы ИАТА по ценам на нефть будут реализованы. Ассоциация отмечает, что более медленный, чем ожидалось, экономический рост в 2019 году привел к снижению спроса на энергию, поэтому средняя цена за баррель (Brent) упала до 65 долларов в 2019 году со среднего уровня в 71,6 доллара в 2018 году. Запасы нефти на рынке высоки, склады заполнены этим сырьем, поэтому в 2020 году его цена упадет и достигнет среднего уровня в 63 доллара за баррель. IATA прогнозирует, что это также приведет к падению цен на керосин с 77 долларов за баррель в 2019 году до 75,6 долларов за баррель в 2020 году. Андрей Бочкарев

Перспективы грузовой авиации в 2020 году
© AirCargoNews.ru