Коронавирус повлияет на авторынок

После 2-летнего восстановления российский авторынок вернулся к отрицательной динамике. Там и останется. Прогноз на 2020 год у большинства экспертов также отрицательный — от минус 8% у Российской ассоциации автомобильных дилеров (РоАД) до минус 6% — у информационно-аналитического агентства «Автостат». Фото: depositphotos.com Впрочем, в отрицательной динамике авторынка мы не одиноки. Так, президент РоАД Олег Мосеев, вернувшийся из США и прямо с самолета приехавший на мероприятие, заметил, что в Новом Свете тоже ожидают в текущем году минус 4% падения рынка. И, по их оценкам, негативная динамика продаж продлится еще минимум несколько лет. Причем есть еще один очень сильный фактор неопределенности — коронавирус, отметил в своем выступлении на конференции ProAuto генеральный директор «Автостат» Сергей Целиков. «Он уже влияет на поездки, на мероприятия, на спрос, и вполне может оказать отложенный негативный эффект на авторынок. Сейчас даже начали рваться цепочки поставок», — сообщил он. Из-за этого он призвал летом пересмотреть все планы, построенные сейчас. «Опасен даже не сам вирус, а то информационное поле, которое он вокруг себя создает, — и как раз к лету будет ясна степень его влияния на рынок», — предупредил Сергей Целиков. Интересным моментом конференции в развитие этой темы оказалось выступление независимого эксперта по автомобильной отрасли Сергея Бургазлиева. Он, надо сказать, нагнал если не паники, то страха. Ну или, по крайней мере, заставил задуматься, потому что поделился интересными цифрами экспертных оценок. Так, он проинформировал, что провинция, где расположен Ухань, дает примерно 9% от общего объема производства автомобилей в Китае. «При этом 13–15% объема производства комплектующих для внутреннего и внешнего рынков тоже уходит оттуда. Это радиаторы, стеклоочистители, приводные ремни, уплотнители, сиденья, элементы интерьера, рычаги подвески, подрамники и многое другое», — перечислил эксперт. Что касается России, то мы «в деле». Потому что либо комплектующие из Поднебесной, либо компоненты в этих комплектующих в машинах, сходящих с российских конвейеров, есть. Так, в автомобилях КАМАЗ, по его оценке, около 35–40% используемых при сборке деталей из Китая, либо в комплектующих присутствует какой-то компонент из Китая. Это такие детали, как стартеры, шатуны, распредвалы, генераторы, гидроусилители руля, части электрооборудования. В автомобилях УАЗ доля китайских компонентов или компонентов с китайской составляющей около 30%. По ГАЗу — не менее 15%. «Но, я хочу это подчеркнуть, проблем ни у кого из российских автопроизводителей пока нет. И, возможно, и не будет, так как тема сойдет на нет при появлении хороших новостей. Однако пока еще выводы делать рано, надо дождаться марта‑апреля», — считает Сергей Бургазлиев. По его прогнозу, российский авторынок в случае, если в борьбе с коронавирусом не будет заметной позитивной динамики, ждет снижение объема импорта запчастей и комплектующих в феврале-марте более чем на 15%. «На вторичном рынке в апреле-мае можно будет ожидать повышения цен на запчасти в районе 6%. И к лету в целом возможно снижение объемов импорта комплектующих для машинокомплектов для РФ более чем на 11%», — резюмировал эксперт. Впрочем, плюсы для российского авторынка от коронавируса тоже вполне могут быть, поделился Сергей Бургазлиев в эксклюзивном комментарии для «Инвест-Форсайта» в кулуарах конференции. «Если появится в формате отложенного спроса много машин, то их нужно будет распределить, а для этого как минимум надо будет не повышать цены на рынке. Гипотетически, когда ситуация с коронавирусом утрясется, можно будет ожидать снижения цен с дисконтом в 5–10%. Второй позитивный момент состоит в том, что у дилеров появятся свободные склады, они будут распродавать то, что можно распродать. И при выборе автомобиля на реализацию они получат возможность выбирать более “ликвидные” автомобили», — рассказал он. Автор: Тарас Фомченков

Коронавирус повлияет на авторынок
© Инвест-Форсайт