Какие сферы экономики пострадали больше других от коронавируса? И когда они восстановятся?

Мировая экономика подвергается самому большому испытанию со времен финансового кризиса 2008 года. Рост мирового ВВП в этом году может снизиться до 1,5% — до вспышки болезни прогнозировался уровень 2,9%. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предупреждает, что глобальный экономический рост будет хуже, чем в кризисном 2009 году. Распространение нового коронавируса негативно появлияет на все сферы экономики. Но некоторые отрасли уже сейчас теряют больше других. Производство в Китае Сейчас Китай — это мировая фабрика. Здесь для глобальных брендов производят электронику, компоненты для автопроизводств, фармацевтические препараты, одежду и многое другое. Из-за коронавируса большая часть экономики страны блокирована — в феврале 31% компаний оставались закрытыми после удлиненных китайских новогодних каникул. Еще 29% сотрудников компаний работали дистанционно. Иначе — только треть компаний возобновила работу в полном объеме. Самое пугающее в этой ситуации не краткосрочный ущерб, а потенциальное долговременное нарушение цепочек поставок. В начале марта значение индекса деловой активности в производственном секторе Китая понизилось до 40 п. против февральского значения 51,1 п. (значение индекса 50 п. соответствует равному количеству оптимистов и пессимистов относительно развития ситуации, сейчас только 40% экспертов верят в оптимистичный сценарий). За несколько последних месяцев самое слабое значение этого индекса наблюдалось в феврале 2019 года. Тогда оно составило 48,3 п. Сейчас есть мнения, что коронавирус может похоронить Китай как глобальный производственный центр. Но что будет вместо него? Китай предлагает выгодные налоговые ставки, хорошую логистику, что не могут противопоставить другие крупные страны, скажем, Индия и Бразилия. В качестве замены может выступить Мексика. В прошлом году президенты США и Мексики подписали соглашение о сотрудничестве в сфере производства. В стране уже есть производства глобальных компаний — Boeing, KIA, General Electric. Сейчас американские компании рассматривают латиноамериканского соседа как потенциальную площадку для размещения заводов или заказов на существующих производствах. 160 руководителей, опрошенных Foley&Lardner LLP для отчета "Международная торговля и тенденции в 2020 году", сообщили, что в ближайшие пять лет намерены вести бизнес в Мексике. Плюсы в том, что в стране хватает и рабочей силы, и инженеров с достаточными компетенциями. Огромный минус — отсутствие безопасности. В Китае менеджерам не приходится нанимать для сотрудников личную охрану, там не процветают в таком объеме наркокартели и похищения людей. Китай остановил выпуск новых смартфонов Продажи смартфонов падали в последние три года во всем мире. В прошлом году поставки снизились на 2,3%. Из-за эпидемии аналитики IDC ожидают снижение глобальных поставок смартфонов на 2,3% по итогам текущего года. В первом полугодии продажи снизятся на 10,6%. Еще в соцсетях начали обсуждать возможный товарный дефицит. Вроде неплохо запастись гаджетами, которые производятся в Китае, сейчас, а не через полгода, когда их не будет в магазинах или они будут стоить дорого. Действительно ли это разумные опасения? В пользу этого мнения говорит то, что эпидемия реально вынуждает производителей менять планы работы. "Февраль и март — это время, когда производители представляют флагманы или проводят финальные испытания и доработку тех продуктов, которые готовятся представлять в первом полугодии. Компании будут корректировать планы на среднесрочную или даже долгосрочную перспективу", — говорится в прогнозе IDC. Некоторые заводы продолжают простаивать. "Гаджеты обычно поставляют в магазины с расчетом на квартал. Если ситуация с эпидемией не поменяется, не начнут открываться заводы, через три месяца мы заметим, что каких-то девайсов в магазинах нет или посредники продают их дороже, но во втором случае речь идет не о любой технике, а о модных гаджетах", — считает Леонид Делицын, аналитик ГК "Финам". Впрочем, в последнюю неделю некоторые заводы в Китае постепенно возобновляют работу. Нефтяная отрасль В начале прошлого месяца эксперты посчитали, что спрос на нефть в Китае упал на 3 млн баррелей в день, или на 20% от общего объема потребления, на фоне кризиса, вызванного распространением коронавируса нового типа. Китай — крупнейший импортер нефти, он потребляет около 14 млн баррелей в день, что равно суммарным потребностям Франции, Германии, Италии, Испании, Великобритании, Японии и Южной Кореи. Нефтяные котировки негативно реагируют на распространение коронавируса. 28 февраля 2020 года стоимость нефти Brent опустилась ниже $50 за баррель. В последний раз ее цена находилась ниже этого уровня в конце июля 2017 года. Сырье дешевеет на фоне усиливающегося страха инвесторов, что распространение нового коронавируса выйдет из-под контроля и перерастет в пандемию. Впрочем, 3 марта стоимость нефти Brent подросла до $53,55 за баррель. "Негативное влияние на рынок нефти — самая большая проблема для российской экономики, — говорит Владимир Назаров, директор НИФИ Минфина России. — Из-за снижения спроса падает цена, есть вероятность, что на предстоящем совещании ОПЕК+ примут решение об ограничении добычи. Добыча меньше на 0,5 тыс. — 1 млн баррелей в сутки — это решение, которое могло бы успокоить рынки". По его словам, новый коронавирус уникален в плане негативного влияния на экономику. Эпидемии, которые были до него, например птичий грипп, лихорадка Эбола, не имели таких последствий. "Значительная доля населения Китая в той или иной степени ограничена в передвижениях. Выходит, вторая крупнейшая экономика мира парализована из-за эпидемии. Если Китай будет заблокирован еще один-два месяца, при этом похожие карантинные меры распространятся еще в одной крупной экономической державе, то риски нового кризиса заметно возрастут, учитывая, что экономика ряда развитых стран близка к рецессии". Туризм и события Туризм — одна из отраслей, которая пострадает больше других, поскольку вирус продолжает распространяться, международные события — от развлекательных до деловых — отменяют одно за другим. Глава промышленности Евросоюза Тьерри Бретон сообщил, что из-за коронавируса Европа теряет около 1 млрд евро в месяц. Европейский туризм пережил две волны спада. Во-первых, вирус начал распространяться в Китае, из-за этого сократилось число китайских туристов. Кстати, по данным Всемирной торговой организации ООН, в 2018 году китайские туристы выезжали за границу 150 млн раз, потратив в поездках $277 млрд. Во-вторых, когда вирус распространился по Европе, правительства стран начали отменять мероприятия и закрывать туристические достопримечательности. В Италии, где туризм занимает 13% экономики, в некоторых районах число отказов от отелей достигло 90%. При этом событийный международный туризм с 1950-х считается одной из самых устойчивых, значительных и растущих отраслей мировой экономики. Если в 1950 году в мире насчитывалось 25 млн международных туристических мероприятий, в 1990 году их было 450 млн, в 2010 году — 1 млрд, а в 2018 году число событий увеличилось до 1,4 млрд, этот рынок оценивается в $1,4 трлн. По данным сети отелей Marriott, в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) наблюдается низкая заполняемость. В Макао, одном из главных игорных центров мира, в какой-то момент заполняемость упала до 1%. Казино на этой территории закрыли в начале февраля. Российский туризм тоже потеряет деньги. Число китайских туристов в стране превышает 1,5 млн человек в год. Прием новых организованных тургрупп из Китая приостановлен с 28 января. С 20 февраля Россия временно приостановила въезд граждан Китая, приезжающих на работу, учебу и с туристическими целями. "При средней стоимости тура (наземное обслуживание без авиаперевозки) на одного туриста из КНР в размере $500 только в феврале российские туроператоры по въездному туризму недосчитались дохода в размере минимум 1,4 млрд рублей. Уже очевидно, что в марте туристы из Китая в Россию также не приедут — эти бронирования отменены. Ожидалось, что доходы от приема туристов из Китая в марте также составят как минимум 1,4 млрд рублей", — говорится в сообщении АТОР. Таким образом, потери российского турбизнеса от приостановки турпотока из Китая в феврале-марте могут составить минимум 2,8 млрд рублей. Если китайские группы не вернутся и в летнем сезоне, потери российского турбизнеса могут составить 31,2 млрд рублей в мае — сентябре, сообщили в АТОР. Авиаперевозки По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), годовой спрос на авиаперевозки в Азиатско-Тихоокеанском регионе упадет на 13%. Авиакомпании потеряют около $27,8 млрд прибыли. Это самое большое снижение спроса со времени мирового финансового кризиса 2008–2009 годов. Авиаперевозчики за пределами АТР потеряют $1,5 млрд, считают эксперты ассоциации. Общий доход компаний сократится на 5% по отношению к декабрьскому прогнозу, до $29,3 млрд. Главные тенденции, по данным авиаперевозчиков: число пассажиров в Италию сократилось на 108% (количество заказов сократилось до нуля, а количество возвратов выросло); многие перевозчики сообщают о неявке 50% пассажиров на рейсы в разных регионах; авиаперевозчики вынуждены отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск, откладывать повышение зарплат. Почитать больше о том, как коронавирус повлиял на финансовые рынки, можно здесь, а здесь — о том, как эпидемия устроила самую большую проверку готовности бизнеса к удаленной работе. Анастасия Степанова

Какие сферы экономики пострадали больше других от коронавируса? И когда они восстановятся?
© ТАСС