Глава мясной ассоциации рассказал об опасности ажиотажа в магазинах

МОСКВА, 19 мар - РИА Новости. Резкий рост спроса на продукты в РФ, в частности, на мясную замороженную продукцию во многом основан на панических настроениях и может привести к росту цен, но, если его следствием станет избыточный выпуск, производители позже могут понести серьезные убытки, заявил РИА Новости руководитель Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. Торговые сети с начала марта на фоне новостей о распространении коронавируса и росте курса основных валют фиксируют повышенный спрос россиян на ряд товаров первой необходимости, включая макароны и крупы, позже распространившийся на охлажденные мясо и рыбу. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в четверг заявил, что продуктов питания в России достаточно, и российские власти примут все меры, чтобы в магазинах не было пустых полок. "У нас достаточно продукции для такого высокого уровня потребления, но если в две недели мы хотим на 50% вдруг больше купить, то где-то может чего-то не хватать. Это и есть определенные риски для производителя: предположим, он сейчас нарастит производство, на 10% или 20%, а через несколько месяцев этот товар никому не будет нужен", - заметил он. Общий объем потребления мяса в России в 2019 году достиг 76 килограммов на человека в год (в мире - только 43 килограмма), и российские производители, ориентируясь на этот уровень, планировали по итогам 2020 года увеличить рост выпуска мяса птицы на 2%, свинины - на 5%, говядины - на 1-1,5%, напомнил глава отраслевой ассоциации. Но когда люди "в невероятном объеме хотят покупать один и тот же товар", цена на него растет по законам рынка, а предприятие несет дополнительные издержки, например, на персонал и логистику, и если будет работать себе в убыток, то в отрасли повторится ситуация 2018 года, когда из-за отрицательной рентабельности разорились два крупных производителя, "Белая птица" и "Евродон", считает эксперт. "Тогда производители сократили производство, а цены в течение короткого периода времени выросли на 20%. Поэтому сейчас важно не перегибать палку: производители и так находятся в конкурентной среде, у нас примерно 200 активно работающих птицефабрик, более 200 средних и крупных свинокомплексов", - сказал Юшин. "Торговые сети имеют огромный выбор поставщиков. Но если все одновременно захотят только окорочка, их на всех не хватит, и окорочка будут дорогими, как бриллианты", - заключил собеседник агентства. Ассоциация прогнозировала, что средняя цена на мясо в России в течение 2020 года, при условии нормальной ситуации, будет примерно на 5% ниже, чем в прошлом году, из-за прироста производства и роста предложения. Последние данные о ситуации с COVID-19 в России и мире представлены на портале стопкоронавирус.рф.