Судьба секторов экономики на фоне пандемии

Для оценки существующей экономической ситуации предлагаю направить магистральный вектор размышления по пути разделения экономики на сферы или секторы и по каждому сектору дать своё видение ситуации. Безусловно, в период общей экономической напряженности, высокой волатильности и нестабильности рынков все секторы экономики испытывают в той или иной степени сложности, проходя испытание на прочность и так называемую «антихрупкость». Ситуация усложняется тем, что абсолютно идентичных кризисов в истории не бывает, и «история 2020» не является исключением: в ней в той или иной степени присутствует ряд особенностей, которые присущи только ей. На них мы и остановимся поподробней в нижеизложенных оценках современных реалий. Ритейл и сфера услуг Сфера услуг в офлайн-ритейле преимущественно стремительно падает по одной простой причине — самоизоляция, введенная во многих странах правительством, ввиду которой население не имеет возможности посещать торговые центры, рестораны, магазины третьей и четвертой необходимости (после аптек и продуктов питания) и т.д. Это касается всего: от фастфуда, одежды, телефонов и до предметов роскоши, дорогих премиальных авто и квартир с домами, потому что люди перестают тратить большие деньги, задумываясь о реальных человеческих ценностях и потребностях (не хочется говорить о крайностях, связанных с гречкой и туалетной бумагой, но переоценка потребностей совершенно точно происходит прямо на наших глазах, и в этом есть позитивное влияние сложностей на нашу жизнь). На самом деле, вопреки всеобщему мнению большинства, исторически кризис затрагивает абсолютно всех — и «богатые тоже плачут». Их тоже «бьет» ситуация, они тоже с большей осторожностью относятся к дорогостоящим и премиальным покупкам, а зачастую несут исполинские финансовые потери. Именно поэтому все компании премиального сектора ритейла абсолютно во всех индустриях будут в большей степени падать и негативно реагировать на деструктивное поведение рынков, ибо сейчас «не до жиру, быть бы живу» — в прямом смысле этого слова, кстати, учитывая ситуацию с COVID-19. Из сектора услуг и ритейла в данный момент времени в сравнении с другими игроками рынка выигрывают компании-киборги или те, что имеют возможность онлайн-заказов и обладают удобным онлайн-интерфейсом, мобильными приложениями и т.д. Например (это не реклама, а честное субъективное мнение команды) наша компания Impact Capital продолжает верить и держать акции пиццерий «Додо Пицца». Несмотря на то, что рынок «давит» на них и их акции «просели» на 20–30%, мы всё равно отчетливо понимаем: сейчас рынок «бьёт» всех, но сильных в онлайне — в меньшей степени. А примеров падения монстров даже на сегодняшний день просто масса — возьмите, к примеру, акции Macy’s: в пике они стоили $70 за акцию, а сейчас цена около $4. Вылетев из индекса S&P 500, акции просели более чем в 15 раз (!) — они уже пробили свой исторический минимум 2008 года. И таких компаний, как Macy’s, уже сейчас очень много. Если данная ситуация с самоизоляцией продлится ещё в течение двух-трех месяцев, то, несмотря на декларативный характер заявлений многих представителей власти, мир увидит большое количество «падших ангелов», то есть компаний, которые буквально вчера были монстрами в своих сферах, а завтра ушли и канули в Лету. Вообще, диджитализация рынка — известный факт, касающийся абсолютно всех отраслей. Это некий вызов абсолютно всем без исключения индустриям и сферам бизнеса, который был брошен уже очень давно, но большинство компаний отказывались воспринимать его, пока он, подобно дядюшке Марджин Коллу, не оказался на их бархатном пороге со словами «всем спасибо, вы свободны». Телеком Что касается средств связи, телефонии, интернета и прочего — естественен тот факт, что компании, которые обладают доступным и классным интерфейсом, онлайн-массовостью, например Zoom или AT&T (у последней ещё и высокая долларовая «подушка»), и наличием огромной клиентской базы абонентов, будут «на плаву». Второй момент очень важный — успех зависит от капитализации компании. Почему? Они смогут купить дешевые активы и сделать фазовый переход, фрагментироваться в плюс после кризисной бури, которая обязательно и непременно закончится, если они купят/поглотят фундаментальные компании на стадии их «неудачного» положения, если можно так сказать. Промышленность По промышленности нужно понимать: какая это промышленность, в какой стране она находится и какие ресурсы добывает. Такие эмитенты, как POG (Петропавловск), «Полюс Золото» и прочие компании, добывающие резервный актив, куда бегут при массовом обрушении рынков, могут расти. Как показывает историческая практика: в золотодобывающие компании выход происходит в те моменты, когда кризис только начинается. Потом люди в любом случае выходят из этих активов и переходят в кэш, затем начинают массово покупать упавшие акции. В золоте я в сильно большой рост не верю, в моменте — да, в перспективе на средний долгосрок — нет. Ситуация с золотом — чисто спекулятивная история, подобная той, когда недавно Дональд Трамп выступил с новостями, заявив об ограничении на покупку золота на физических лиц, после чего золото взлетело, а потом также успешно откатилось назад. Поймите меня правильно: это не призыв к действию, золото есть и в моём портфеле, но переоценивать возможности золота и золотодобывающих компаний (у которых, к слову сказать, тоже бывают проблемы) не стоит. Нефтегаз Что касается нефтегазового сектора — известная история. Мы не будем на ней останавливаться, поскольку это крайне больная тема для нашей страны и большинства людей в целом. Большинство, очевидно, представляет нынешнюю ситуацию с ценой на нефть, которая зависит от того, насколько страны, добывающие и экспортирующие нефть, смогут договориться между собой о цене и объемах экспорта на мировые рынки. Сегодня (2 апреля 2020 года) я открываю рынок нефти и понимаю только то, что ситуация на фьючерсе нефти «бешеная», волатильность просто зашкаливает, а рынок пытается изо всех сил цепляться за малейшие намёки о возможной потенциальной договоренности между РФ, США и ОАЭ. Мне представляется, что в обозримом будущем, если ситуация останется без изменений, компаниям нефтяного сектора РФ будет если не очень тяжело, то явно непривычно работать за цену, которая вплотную подбирается к уровням себестоимости добычи. Туризм Что касается компаний по добыче сланцевых месторождений в США, им уже приходится крайне тяжело (WLL подала на банкротство, YRCW в одном шаге от этого): многие также находятся на грани банкротства. Что касается туристических направлений, те же ССL и норвежские круизы находятся на исторических минимумах. Когда президент США Трамп заявил, что компании морских круизов будут использовать как некие изоляторы пациентов с COVID-19, на какой-то момент акции сыграли в плюс, но сейчас снова «откатились» и приближаются к своим историческим минимумам, которые были до этого роста. Поэтому круизные и туристические компании в долгой перспективе будут испытывать большие сложности в этой связи. Авиаотрасль тоже находится под большим вопросом. Мне представляется, что после выхода квартальной отчетности авиакомпании покажут свою истинную «картину дня», и мы увидим, насколько им тяжело на сегодняшний момент и сможем спрогнозировать, насколько тяжело будет им «завтра», если пандемия и меры по её нейтрализации продолжат действовать на большинстве территорий развитых стран. То же самое происходит с другими связанными с перемещением и туризмом отраслями. Конечно, сейчас очень сложная ситуация, при этом никто не знает, нащупали мы так называемое «дно» или нет. Мое мнение — дно мы еще не нашли. Проблема с коронавирусом еще прогрессирует, финансовый кризис усиливается. Но (!) если бы вируса не было, падение было бы очень жестким, быстрым и с более длительной рецессией. А так как коронавирус смягчает удар от быстрого падения финансовых рынков будто некая промежуточная фаза, то, в моем представлении, рецессии сильно долго не будет, вернее, точно не будет повторения «Великой депрессии» по времени (но это тема для отдельной дискуссии). Банковский сектор У банков будут проблемы, но их время еще не наступило и, искренне надеюсь, не наступит. Команда Impact Capital приобрела акции JPM: они наиболее технологичны и показывают наивысший ROA, кроме того, их СЕО и другие сотрудники недавно купили собственных акций более чем на $1 млрд, показав веру в компанию. Образование Суперэлитное, за которым люди готовы бегать и платить деньги в любые времена из-за статуса респектабельности, останется на плаву. Что касается тех компаний, которые носят среднемассовый характер офлайн-посещений, — они будут падать. Онлайн-образование будет расти в массовости и диджитализироваться, как, впрочем, и все сферы производства и бизнеса. Подводя итоги Сложности в экономике и нестабильность в мире призывает бизнес и госкомпании к тому, чтобы они были «антихрупкими» и выстраивали свою деятельность таким образом, чтобы кризис их не затрагивал. Как говорил мой учитель по физике: «Чтобы система была устойчивой, ее необходимо периодически встряхивать». Я это запомнил на всю жизнь, а потом успешно применял при руководстве компаниями и коллективами. Поэтому никому не нужно фрустрировать по этому поводу и сильно омрачать себе будни. Я считаю, что кризис — во многом время возможностей, помимо неоспоримых сложностей. Просто во время кризиса «сильный становится в два раза сильней, а слабый в два раза слабей», поэтому будьте сильными, будьте уверенными в себе. Спасибо за внимание.

Судьба секторов экономики на фоне пандемии
© Инвест-Форсайт