Нефтяная резня: «Нам нужно 30 долларов за баррель, чтобы просто выжить"

Техасская железнодорожная комиссия (RRC) – регулятор нефтегазовой отрасли штата – так и не утвердила директивное сокращение добычи «черного золота». Только один из трех комиссаров (Райан Ситтон) настаивал, что это непростое решение нужно принять немедленно. Уэйн Кристиан и Кристи Крэддик, разделяя его тревогу, все же предпочли взять двухнедельный «тайм-аут» для анализа юридической стороны вопроса.

Нефтяная резня: «Нам нужно $30 за баррель, чтобы выжить"
© Свободная пресса

«Все, что мы сделаем, скорее всего, закончится в суде. Будучи адвокатом, я как бы смотрю на мир в этом направлении. Судебная тяжба никому не поможет, если мы не сделаем все правильно», - завила комиссар Крэддик. Но официальное объяснение медлительности RRC кажется не очень правдоподобным.

Вероятно, власти Техаса (и США в целом) еще не решили, нужно ли им поддерживать сделку ОПЕК+ такими радикальными методами. Не лучше ли подождать, пока Россия и Саудовская Аравия самостоятельно уберут с рынка нефти еще несколько миллионов баррелей?

Те, кто следят за новостями нефтегазовой отрасли, должны знать предысторию вопроса. Разговоры о директивном сокращении добычи нефти на территории Техаса, где добывается 40% американской нефти, начались еще в марте (тогда же Техасская железнодорожная комиссия вела переговоры с руководством ОПЕК). Соединенные Штаты, казалось, были близки к тому, чтобы присоединиться к картельному сговору Москвы и Эр-Рияда. Но новую сделку заключили без их участия.

Когда стало ясно, что героические усилия ОПЕК+ по стабилизации рынка нефти оказались бессмысленными на фоне катастрофического падения спроса, Техас снова возвращается к обсуждению логичного и закономерного вопроса: не пора ли и нам внести свою лепту?

«Нам нужно 30 долларов за баррель, чтобы выжить. 20 долларов будут означать 80% банкротств компаний, 250 тысяч человек потеряют работу. Да, при 30 долларах отрасли будет нанесен серьезный ущерб. Но она, по крайней мере, выживет в ожидании окончания коронавируса и восстановления спроса к концу 2020 года», - заявил на открытых слушаниях Техасской железнодорожной комиссии глава Pioneer Natural Resources Скотт Шеффилд.

Его позицию разделяет Райан Ситтон, который еще в марте писал, что власти США для предотвращения «полного краха нефтяной промышленности» могли бы координировать сокращение добычи с Россией и Саудовской Аравией. Сегодня, по мнению комиссара, медлить уже нельзя.

Предложенный Ситтоном план централизованного регулирования добычи включает в себя следующие пункты:

Действия Техаса должны быть связаны с действиями других производителей нефти. Квоты действуют временно и должны быть отменены, когда мировой спрос восстановится до уровня 85 миллионов баррелей в день. Ограничения добычи на 20% применяются только к операторам, которые добывают больше 1000 баррелей в день. Для расчетов используется уровень добычи в 4 квартале 2019 года. Оценивать соглашение нужно ежемесячно.

Несомненно, первый пункт – самый интересный. В нем и заключается суть плана Ситтона. Если Техас просто уберет с рынка 1 миллиона баррелей в сутки, то едва ли это удержит цены от дальнейшего сползания в бездну. Но в том-то и дело, что вслед за волевым решением RRC комиссар Ситтон ожидает сокращения добычи на 4 миллиона баррелей в других штатах США, Канаде и странах ОПЕК. Техас должен начать второй раунд борьбы экспортеров нефти с кризисом спроса – повести за собой остальных. И в этом определенно есть логика, если учесть, что Россия и Саудовская Аравия свой вклад уже внесли.

В интервью CNBC Ситтон раскрыл детали весьма интересного разговора с министром энергетики РФ Александром Новаком. По словам техасского комиссара, глава Минэнерго России сказал примерно следующее: «Посмотрите, нам нужно предпринимать больше решительных действий (по сокращению добычи нефти – прим. ред.), но любые дополнительные действия, даже любые дискуссии о дополнительных действиях со стороны ОПЕК, скорее всего, будут привязаны к решению Техаса». Об этом несколько дней назад уже писала «Свободная пресса»: сегодня мяч на стороне Соединенных Штатов.

Если американцы внесут реальный вклад в общие усилия стран-экспортеров нефти, это будет серьезным стимулом для того, чтобы Россия, Саудовская Аравия и их младшие партнеры обновили свои обязательства по сокращению добычи.

На совещании 21 апреля два других комиссара RRC не одобрили план Ситтона, хотя и не отвергли его. К этому вопросу было решено вернуться 5 мая, после того, как генеральный прокурор штата Кен Пакстон взвесит законность возможных решений регулятора. Все-таки процедура под названием proration (централизованное сокращение добычи) не применялась в Техасе с 1973 года. «Я хочу быть чертовски уверен, что когда мы подаем ходатайство, оно соответствует юридическим требованиям и не застрянет в суде на несколько месяцев», - подчеркнул председатель RRC Уэйн Кристиан.

С другой стороны, причины медлительности комиссии явно лежат не только в плоскости юриспруденции. У плана Ситтона, который фактически означает присоединение США к сделке ОПЕК+, много влиятельных оппонентов. К их числу можно отнести и Дональда Трампа. Пока в Техасе решают, нужно ли сокращать добычу, хозяин Белого дома мыслит в ином направлении – он снова заговорил о предоставлении денег нефтяной промышленности для предотвращения потери рабочих мест в период пандемии коронавируса.

«Мы никогда не подведем великую нефтяную и газовую промышленность США. Я поручил министру энергетики и министру финансов разработать план, который позволит высвободить средства для того, чтобы эти очень важные компании и рабочие места были обеспечены на долгие годы вперед!», - написал Трамп в своем «Твиттере». У министерства энергетики уже есть план под кодовым названием «keep-it-in-the-ground» (держи это в земле). Государство будет компенсировать потери частным компаниям путем покупки их неиспользованных запасов нефти и включения их в чрезвычайные запасы правительства США. То есть правительство приобретает еще не добытую нефть и платит за то, чтобы она так и оставалась в земле. Тоже своего рода ограничение добычи. Только чисто американское, не согласованное с другими странами.

По мнению Трампа, поддерживать цены на «черное золото» Россия и Саудовская Аравия должны самостоятельно, а США будут просто приспосабливаться к рынку.

Еще один довод против плана Ситтона – вероятность того, что усилия Техаса тоже окажутся тщетными. «Мы достигли стадии, когда ситуацию в значительной степени никто не контролирует. Нет такой группы поставщиков, которая могла бы компенсировать это (падение спроса – прим. ред.) за счет сокращения производства», - утверждает нефтяной аналитик Morgan Stanley Мартин Ратс.

Не факт, к тому же, что вслед за сокращением добычи в Техасе аналогичные решения примут другие страны-экспортеры нефти. Новак сказал об этом довольно откровенно: решение RRC нужно для того, чтобы предметная дискуссия о новых условиях сделки ОПЕК+ просто началась. А сумеют ли Москва и Эр-Рияд договориться? Такая задача может вообще не стоять.

«Вместо того чтобы наращивать свои усилия, ОПЕК и ее партнерам, возможно, просто нужно придерживаться согласованного плана и пережить шторм. Это перекладывает бремя корректировки на других производителей, таких как США, Бразилия и Канада, которые до сих пор предлагали ОПЕК+ немногим больше, чем моральную поддержку», - пишет Bloomberg.

Если же Техас все-таки решится воспользоваться инструментом, который пылится с 1973 года, то перед ним встает еще одна дилемма: как координировать сокращение добычи с другими штатами? RRC уже занимается этим вопросом – ведутся переговоры с Северной Дакотой и Оклахомой.

«Я также обратился к министру нефти Канады, который предложил помочь нам, если мы решим централизовано сократить добычу», - сообщил Кристиан. Телеведущая CNBC, которая брала интервью у Ситтона, назвала это потенциальной «североамериканской ОПЕК». Будет ли она создана и сумеет ли оказать влияние на нефтяные котировки, пока неясно. Дискуссия в Соединенных Штатах продолжается.