Инвесторы потеряли аппетит к foodtech-стартапам

Из-за пандемии и экономического кризиса стартапам сложнее привлекать инвестиции — не только число, но и объем венчурных сделок показывают очевидное падение. По оценкам MoneyTree Report, объем сделок на рынках Северной Америки, Азии и Европы снизился на 10%. Куда более значимое падение показал рынок foodtech — как подсчитали в венчурном фонде Fuel for Growth (F4G), сумма инвестиций в сегмент сократилась в 2020 году по сравнению с годом ранее с $4,616 до $1,531 миллиардов, вдвое уменьшилось и количество сделок. Так, по данным Pitchbook, на первый квартал 2020 года пришлась 141 сделка, что сразу на 52% меньше, чем годом ранее, уточняют в фонде. Фото: depositphotos.com «Пандемия внесла коррективы в венчурный рынок. По данным PwC, глобальный объем инвестиций уменьшился на 20%, доля фудтеха пострадала на треть. Значительная доля крупных сделок традиционно приходится на Кремниевую долину (США) — там падение количества сделок составило 12%, но вырос их средний чек», — говорит Андрей Зюзин, управляющий партнер венчурного фонда Fuel for Growth. При этом инвестиционный фокус рынка кардинально не изменился, по крайней мере, если судить по топ-5 сделкам, которые также проанализировали. Лидерами по привлечению инвестиций стали сервисы по доставке готовой еды из ресторанов, в том числе Bite Squad ($321 млн) и Zomato ($222 млн). В пятерке оказался сервис «темных кухонь» CloudKitchens, сумевший привлечь $700 млн инвестиций, а также производитель полезных снеков Graze ($195 млн). В 2020 году инвесторы вкладывались в производителей растительного и культивируемого мяса: раунды инвестиции на $161 и $500 миллионов привлекли Memphis Meats и Impossible Foods. В фокусе интереса также оказались сервис доставки еды BigBasket (раунд на $175 млн), оператор облачных кухонь Rebel Foods (раунд на $125 млн), а также облачная платформа для управления операциями Keruyun ($115 млн). Драйверы роста В сегменте foodtech сокращение деловой активности по итогам первого квартала было ожидаемо, говорит Антон Аликов, генеральный партнер Arctic Ventures, в том числе из-за падения активности потребителей в США. «Уровень безработицы достиг 15%, сопровождаясь снижением фондового рынка на 18% с начала года и уменьшением склонности инвесторов к риску (“индекс страха” инвесторов VIX все еще втрое выше уровней конца 2019 г.). В такой ситуации ряд сделок в foodtech был перенесен или отложен», — уточняет Антон Аликов. После завершения активной фазы борьбы с последствиями эпидемии в Arctic Ventures ждут восстановления интереса инвесторов к основным драйверам сегмента foodtech: к производству заменителей мясомолочных продуктов растительного происхождения, здоровому питанию, а также развитию логистики продуктов, в том числе за счет роста доли «темных кухонь», работающих на доставку. Фаворитом может стать как раз производство искусственного белка. Наиболее существенным фактором стала отнюдь не экология, например: в США в условиях карантинных ограничений на паузу поставлены многие мясные производства, и эксперты всерьез обсуждают перспективы нехватки традиционной продукции на рынке в будущем. Во второй половине марта продажи веганского мяса выросли на 280%; тренд, по данным Nielsen, сохранился и в апреле. Настроения уже передались фондовому рынку. «Мы видим рост акций некоторых foodtech-компаний на бирже. Например, Beyond Meat в апреле подорожал на 49%», — отмечает Андрей Зюзин. На рынке ожидают и новых игроков, подстегнуть которых обещают проблемы с продовольствием в Китае — пищевое производство оказались под угрозой не только из-за карантинных ограничений, но и из-за болезней животных, включая африканскую чуму свиней, птичий грипп и поразивший креветочные фермы вирус DIV1. Риски доставки В числе компаний, получивших финансирование весной 2020 года, также фигурирует американский сервис доставки еды DoorDash, который привлек $340 млн, а в прошлом году — раунд на $400 млн, говорит Егор Абрамов, инвестиционный директор фонда Fort Ross Ventures. Импульс роста индустрия однозначно получит, считает он, однако больше станет и рисков. Да, барьеры для входа на рынок низкие, однако невелика маржинальность, при этом потребность в капитале для масштабирования очень высока, а лояльность к сервисам низкая даже на развитых рынках, напоминает он. В условиях пандемии и повсеместного карантина индустрия однозначно получит импульс роста — проблемы отрасли отошли на второй план, и сервисы доставки показывают кратный рост выручки при сниженных затратах на рекламу. В этих условиях компании активно наращивают мощности, невзирая на затраты, а инвестор готов вкладываться в них по высокой оценке. Но как только ограничительные меры будут сняты, ситуация может измениться, считает Абрамов, ведь получившие свободу клиенты вернутся в супермаркеты и рестораны. Даже если часть клиентов останется верна доставке, конкуренция в индустрии возрастет кратно, прежде всего со стороны классического ритейла, который был вынужден перевести операции в онлайн. «Если ставки инвесторов на серьезный рост лояльности клиентов в период после пандемии не сработают, рынок ждет череда даун-раундов и неудачных публичных размещений», — резюмирует Егор Абрамов. Автор: Ольга Блинова

Инвесторы потеряли аппетит к foodtech-стартапам
© Инвест-Форсайт