Автоконцерны РФ рухнули в бездну. Продажи упали на 72%, в господдержку мало кто верит

Российский автопром переживает сейчас, возможно, серьезнейший кризис в новейшей истории. Авторынок, который не смог полностью восстановиться после кризиса 2008-2009 годов, по прогнозам аналитиков, достигнет уровня 2019 года в лучшем случае в 2023 году. Государство пытается подстегнуть спрос, но поддержка сравнительно невелика и неравномерно распределена даже между локализованными игроками, пишет «Коммерсантъ». Некоторые иностранные концерны могут в итоге свернуть производство в России. Ассоциация европейского бизнеса, подводя итоги автопродаж в РФ в первый месяц полноценных ограничений, назвала его «черным апрелем»: впервые за историю российского автопрома продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали сразу на 72,4%. Спрос во втором квартале существенно снизится из-за закрытия дилерских центров на карантин и режима самоизоляции граждан, говорят в Kia. Хотя теоретически автомобили можно было продавать онлайн, на крупнейшем авторынке РФ — Москве и области — дилерам эта опция была недоступна. Ситуацию осложнило как закрытие автосервисов, где машины проходили предпродажную подготовку, так и ограничение мобильности из-за ввода цифровых пропусков, говорят дилеры. Раньше подобных проблем на авторынке страны не возникало. Мы не сталкивались с полной остановкой работы более двух третей дилеров, — говорят в Kia. Инфляция, в отличие от 2008 года, остается на низком уровне, но сжатие рынка неизбежно на фоне перераспределения покупательских приоритетов из-за падения доходов населения, отмечают в концерне. В Nissan говорят, что этот кризис похож на предыдущие только частично — из-за падения курса нефти и курсовой волатильности рубля. Основная сложность сейчас — ограничения из-за эпидемии. Чтобы апрельское падение не повторилось в ближайшие месяцы, нужно разрешить работу дилерских центров с соблюдением мер по охране здоровья, отмечают в Volkswagen. Прогнозы в автоконцернах стараются не делать. В одной из иностранных компаний считают, что при постепенном восстановлении цен на нефть спрос на автомобили может вернуться на уровень 2019 года в третьем квартале (после падения на 50–60% во втором квартале). На АвтоВАЗе считают, что в этом году рынок «покажет значительную негативную динамику по сравнению с 2019 годом, с очень низким объемом продаж в апреле—мае и возможным началом небольшого восстановления с июня». Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что к уровню 2019 года спрос может вернуться в 2023 году «в умеренном сценарии». Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» ожидает падения на 20% в этом году, не рискуя оценивать скорость восстановления. При этом все игроки сходятся во мнении, что господдержка остается крайне необходимой для отрасли, например, льготные автокредиты. На фоне пандемии правительство увеличило финансирование этой программы на 7 млрд руб., до 17 млрд руб. В Минпромторге рассчитывают, что за счет увеличения финансирования будет продано дополнительно 50 тыс. легковых автомобилей. В Volkswagen же уверены, что к дополнительному росту спроса это не приведет. Глава департамента автокредитования Русфинанс-банка Алексей Бородавин говорит, что доля автокредитов, выданных банком по госпрограммам, в апреле по сравнению с мартом осталась без изменений — на уровне 20%: «Не стоит ждать, что льготное кредитование сдержит падение рынка новых автомобилей. Речь идет, скорее, о замедлении темпов сокращения спроса». В Volkswagen видят больший потенциал в возобновлении субсидии на поддержку трейд-ин, так как мера доказала свою эффективность во время предыдущего кризиса. Пока наиболее реальные меры поддержки получили производители коммерческого транспорта. Правительство планирует провести масштабные закупки для госнужд, перераспределив на этот год объемы с 2021–2022 годов. Уже проведен один заказ на реанимобили — почти 1,3 тыс. машин на 5,2 млрд руб. Также Владимир Путин обещал 5 млрд руб. на закупки скорых. Еще около 25 тыс. новых машин приобретут в этом году МВД, Росгвардия, Минобороны, МЧС, и ряд других структур. В целом, объем опережающих госзакупок в мае—июле составит 33,5 тыс. машин, говорил глава Минпромторга Денис Мантуров «России 24». В секторе считают эти меры недостаточными, хотя темпы падения тут меньше, чем в легковом сегменте. По оценке гендиректора «Volvo Group Trucks Россия» Сергея Яворского, рынок продаж грузовой техники европейских производителей по итогам четырех месяцев снизился на 10%. Однако в группе ГАЗ — основном игроке сегмента LCV — уверяют, что рынок коммерческих автомобилей быстрее других падает во время экономических кризисов и медленнее восстанавливается. По оценке группы, заказы на их автомобили на май—июнь упали на 85–90%. После финансовых потерь от санкций США у ГАЗа нет резервов, чтобы нивелировать негативные факторы от кризиса, вызванного эпидемией. Сейчас, когда у ГАЗа нет заказа, под ударом свыше полумиллиона человек в цепочке наших смежников,— подчеркивают в компании. В Минпромторге ожидают, что меры господдержки спроса увеличат продажи на 220 тыс. единиц техники во всех сегментах. Но ряд собеседников «Коммерсанта» видит перекосы в господдержке. Она сейчас в большей мере направлена на сегмент коммерческого транспорта, считают в Volkswagen. В то же время социально-экономическая значимость легкового сегмента «даже выше из-за большего числа поставщиков, дилеров, регионов присутствия, большего количества рабочих мест и выплачиваемых налогов». Так, государство поддерживает покупку высоколокализованных и сравнительно дешевых автомобилей. Например, последние годы программа льготного автокредитования распространялась лишь на машины до 1 млн руб., то есть в основном на машины АвтоВАЗа. В Nissan считают, что необходимо расширение программ спроса на автомобили до 2–2,5 млн руб., а также расширение категорий пользующихся льготами покупателей на многодетные семьи, медицинских работников, работников социальных служб, служб быстрого реагирования, военных. Все локально произведенные автомобили должны подпадать под условия поддержки, считают в Volkswagen: «Если поддерживаются только определенные модели, некоторые заводы будут недозагружены, что негативно скажется на социально-экономической ситуации в регионах присутствия таких заводов». Неравное положение концернов закрепляется не только условиями получения господдержки, но и новыми правилами выплаты промсубсидий. С этого года субсидии, которые де-факто являются компенсацией утильсбора, будут выплачиваться в зависимости от степени локализации, что ухудшает условия для менее локализованных игроков. На этом фоне на рынке усилились слухи об уходе отдельных игроков. Потенциально под угрозой Nissan, который представлен в стране еще и бюджетным брендом Datsun. Сейчас производство переведено на работу в одну смену и в марте там говорили о планах сократить 450 сотрудников. С 18 мая концерн объявил о возвращении прежнего режима работы, однако если продажи бренда продолжат сокращаться, встанет вопрос о целесообразности сохранения мощностей в стране. Опасения вызывало и будущее PSA, продажи легковых автомобилей которого в РФ в 2019 году упали на 13,4%, до 8 тыс. машин. По концерну, как и многим иностранным игрокам, ударит дифференциация промсубсидий. В Минпромторге заявили, что пока никто из автопроизводителей не заявлял об уходе из РФ.