Залог достоверности - Новый закон, заставляющий китайские фирмы подчиняться регуляторам США, может пойти всем на пользу

Некоторые наблюдатели могут поставить под сомнение целесообразность данной законодательной инициативы на том основании, что она может снизить доходы от сбережений американских домохозяйств, прибыли финансового сектора и глобальную конкурентоспособность американских фондовых бирж. Несмотря на то, что эти опасения обоснованы, угроза исключения из перечня китайских фирм может того стоить, поскольку приведет не только к раскрытию более достоверной информации, но и, возможно, как бы пародоксально это не звучало, к увеличению китайского частного сектора на бирже. Правдивое раскрытие информации и строгое наказание за несоблюдение требований составляют основу разумного управления рынком капитала. США применяют одни и те же критерии ко всем фирмам, которые хотят пройти листинг на фондовой бирже, и надзор со стороны PCAOB является ключевым элементом контроля. Когда фирма публикует сомнительные данные, PCAOB оставляет за собой право, в соответствии с законом Сарбейнса-Оксли 2002 года, проверять основные бухгалтерские документы. Если обнаружены недостатки, аудиторы компании должны внести изменения в отчет и повысить качество отчетности. Это повышает доверие инвесторов к публикуемой информации о котирующихся на бирже фирмах. Но закон Сарбейнса-Оксли не распространяется на компании из других стран, в некоторых из которых есть законы или нормативные акты, запрещающие местным аудиторским фирмам передавать бухгалтерские документы иностранным регулирующим органам, таким как PCAOB. Китай как раз таки является одной из таких стран. Бельгия и Франция также затрудняют PCAOB аудит своих фирм, но та ожидает, что сможет решить проблему путем переговоров. В США размещается около 150 фирм со штаб-квартирой в Китае. Некоторые из них являются мажоритарными, принадлежащими государству, в том числе China Life, PetroChina, China Telecom, China Unicom и China Eastern Airlines, но около 90% - это частный сектор. Среди них динамичные и высокодоходные компании, такие как Alibaba, Baidu, Bilibili, Jingdong и Ctrip. В прошлом PCAOB, предположительно, пытался договориться с китайскими властями о доступе к данным аудиторов. Но попытки заставить Китай предоставить такой доступ не являлись политическим приоритетом, потому что американские фондовые биржи, инвестиционные банки и фирмы, занимающиеся финансовым управлением, были ориентированы на максимизацию списка китайских фирм в США. В конце концов, в течение последних 15 лет китайские фирмы доминировали в глобальных первичных публичных предложениях, и американские фондовые биржи активно конкурировали за них с Лондоном, Сингапуром, Гонконгом, Шанхаем и Шэньчжэнем. Поскольку число IPO в США неуклонно снижается (с 300 в год в начале 1990-х годов до менее 100 в год в последнее время), китайские компании стали еще более привлекательными для американских фондовых бирж. Точно так же американские инвестиционные банки зарабатывают большие комиссионные, проводя листинг фирм, и у них есть преимущество, когда эти листинги происходят на американской фондовой бирже. Действительно, позиция американских инвестиционных банков является основной причиной, по которой многие китайские компании в первую очередь шли на американские биржи. И, со своей стороны, инвестиционные фонды (или их клиенты) предпочитают - или, в некоторых случаях, уполномочены – скупать акции компаний, зарегистрированных в США. Таким образом, исключение Китая может уменьшить прибыль или глобальную конкурентоспособность, потенциальное влияние на интересы американских инвесторов является менее очевидным. С одной стороны, исключение фирм, которые мошенничают в области бухгалтерского учета, очевидно, хорошо для американских инвесторов. С другой стороны, мошенничество с бухгалтерией встречается довольно редко, а высокая доходность, которую многие китайские фирмы, зарегистрированные в США, предлагают инвесторам, существенно перевешивает риск. Следовательно, их исключение может означать отказ от разумных инвестиционных возможностей для американских инвесторов. Более того, надзор со стороны PCAOB - не единственный способ выявить недостатки бухгалтерского учета. Многие компании с коротким жизненным циклом часто завышают прибыль или публикуют фиктивные показатели роста. Например, американская инвестиционная компания Muddy Waters недавно раскрыла подтасовку бухгалтерской информации китайской компанией Luckin Coffee, зарегистрированной в США, отправив сотрудников в ее магазины. Боссы Luckin Coffee теперь являются фигурантами уголовного расследования как в Китае, так и в Соединенных Штатах. Поскольку многие китайские фирмы, зарегистрированные на бирже в США, являются динамичной частью экономики Китая, не следует сбрасывать со счетов возможность того, что регулирующие органы страны согласятся на запросы своих американских коллег о предоставлении бухгалтерских документов в течение следующих трех лет. Китай может вывести свои основные государственные активы с американского рынка, но многие компании частного сектора, скорее всего, останутся. А еще лучше то, что многие другие китайские фирмы могут выбрать листинг в США именно потому, что это станет залогом достоверности публикуемых ими финансовых показателей. Листинг в США всегда был привлекательным для фирм, нуждающихся в притоке средств и иностранной валюты. Повышая качество публикуемой информации, торгуемые на бирже фирмы могут повышать цены на акции, тем самым снижая свои затраты на капитал. Когда это произойдет, американские инвесторы, финансовые учреждения и частные китайские фирмы только выиграют.

Залог достоверности - Новый закон, заставляющий китайские фирмы подчиняться регуляторам США, может пойти всем на пользу
© Версия