Выяснилась хитрая схема оплаты газового долга Белоруссии перед Россией

Выяснилась хитрая схема оплаты газового долга Белоруссии перед Россией

На днях Минск получил первый кредитный транш от России: Евразийский банк развития перевел $500 млн из Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). Белоруссия тут же погасила этими деньгами долг по российскому газовому кредиту ($330 млн). Выходит, фактически Лукашенко занял у Москвы средства, чтобы ими покрыть старые задолженности перед Москвой же — своим основным кредиторам. Можно ли российскими деньгами гасить российский долг, рассказали эксперты.

Фото: pixabay.com

Евразийский банк развития перечислил Республике Беларусь финансовый кредит из средств ЕФСР в объеме $500 млн. Этот транш стал первым из трех, согласованных на уровне правительств двух стран. В сентябре Москва и Минск договорились, что кроме средств ЕФСР, Белоруссия получит кредит на $1 млрд непосредственно от России. Он будет предоставлен двумя траншами: первые $500 млн — в 2020 году, и вторые $500 млн — в 2021 году.

Напомним, что по данным Минфина Белоруссии на 1 июля, внешний государственный долг страны составил $18 млрд. Финансовое положение республики очень сложное. Поэтому был задействован особый механизм финансовой стабилизации. Евразийский фонд стабилизации и развития — региональный финансовый механизм объемом $8,513 млрд, который был учрежден в 2009 году Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном.

Фонд создан в целях преодоления негативных кризисных последствий, обеспечения долгосрочной устойчивости и содействия интеграции экономик государств — участников фонда, рассказывает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. «Естественно, основным донором фонда является Россия, то есть Министерство финансов РФ. Так что не надо иллюзий: кредит от ЕФСР – по существу, российский. Вероятно, в будущем этот кредит в $500 млн может быть частично списан или реструктуризирован, — полагает аналитик. — «Газпром» — это акционерная компания, а не Россия: чуть менее половины его акционерного капитала принадлежит частным инвесторам. Соответственно, Белоруссия с помощью полученной суммы закрыла обязательства перед «Газпромом».

Эксперты отмечают странность данной финансовой схемы: Россия выдала Белоруссии кредит, чтобы та заплатила этими средствами по предыдущим долгам за газ. В итоге Москва осталась с тем, что у нее было, а Белоруссия перевела долговые обязательства за газ в обязательства по кредиту, по сути, ничего не выплатив российской стороне.

«Это делается для того, чтобы потом формально отчитываться: дескать, правительство в Минске выполняет свои финансовые обязательства, – поясняет политолог Андрей Суздальцев, – По документам действительно все чисто, но на самом деле Белоруссия не возвращает деньги, а постоянно перекредитуется, отодвигает расчеты на новый срок. Вероятно, она рассчитывает, что рано или поздно долги будут полностью списаны, как это Россия сделала ранее в отношении Кубы или Монголии».

Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари Евразия» (Минск), со своей стороны обращает внимание на то, что средства первого транша российского кредита почти полностью перейдут на счета российской монополии, минуя белорусскую экономику, которая сейчас как никогда остро нуждается в инвестициях.

Как полагает шеф-аналитик ТелеТрейд Пётр Пушкарёв, налицо попытка Лукашенко по максимуму использовать политически ресурс союзничества с Россией, сохраняя при этом видимость каких-то остатков финансовой репутации. «Если не дать Минску такой отсрочки, то власти Белоруссии формально скоро объявили бы дефолт по долгу, и тогда российским газовикам окончательно пришлось бы проститься с мыслью вернуть свои деньги», — убежден Пушкарев.

А вот экономический эксперт Роман Алеев считает, что ситуация, когда страны получают новые кредиты от государств-кредиторов и этими же средствами погашают ранее полученные от них же займы, — отнюдь не уникальна. В пример аналитик приводит Международный валютный фонд, который регулярно выдает кредиты Украине, а Киев полученными средствами гасит часть долга и проценты по ранее полученным средствам от того же МВФ.

«Белоруссия рассчиталась по долгам за газ России ($330 млн), получив первый транш. Таким образом, решен принципиальный вопрос для двух стран —взаимовыгодная торговля сырьем. Если год назад поставки газа из России в Белоруссию стали предметом долгих и сложных переговоров, то сейчас наверняка вопрос долгосрочного контракта будет решен гораздо быстрее и с выгодой для обеих сторон», — говорит Алеев.

Источник