Формат новых отношений между Великобританией и Брюсселем может быть определен до конца месяца

20 октября – PenzaNews. Брюссель не будет менять свой подход к переговорам с Великобританией о новых отношениях после Brexit. Такую позицию озвучил глава Евросовета Шарль Мишель (Charles Michel) на пресс-конференции по итогам саммита ЕС 16 октября, комментируя заявление британского премьер-министра Бориса Джонсона (Boris Johnson) о том, что переговоры продолжатся лишь в случае «фундаментального изменения подхода» сообщества.

Формат новых отношений между Великобританией и Брюсселем может быть определен до конца месяца
© ИА PenzaNews

«У нас вчера была возможность согласовать заключения. Это сигнал от 27 стран ЕС. Мы едины и полны решимости работать над достижением сделки, но не любой ценой», — сказал политик.

В ходе саммита было решено продлить мандат главного переговорщика по Brexit Мишеля Барнье (Michel Barnier), предоставив Лондону новую отсрочку по вопросу отсоединения от ЕС.

«Европейский совет подтверждает, что переходный период завершится 31 декабря 2020 года, и с озабоченностью отмечает, что прогресс на переговорах по ключевым для сообщества вопросам недостаточен, чтобы достичь соглашения. В этих условиях Евросоюз поручает своему главному переговорщику продолжить переговоры в ближайшие недели и призывает Великобританию предпринять необходимые действия, чтобы сделать соглашение возможным», — говорится в итоговом заявлении саммита ЕС.

«В связи с этим Европейский совет призывает все страны и институты сообщества, а также всех заинтересованных игроков активизировать работу на всех уровнях по подготовке ко всем сценариям, включая отсутствие соглашения. Саммит поручает Европейской комиссии своевременно подготовить предложения односторонних чрезвычайных мер для обеспечения интересов Евросоюза», — добавляется в документе.

Ранее Борис Джонсон заявил, что Лондон будет готовиться к сценарию отсутствия торговой сделки с ЕС по завершении переходного периода.

«Учитывая отказ ЕС вести серьезные переговоры в последние несколько месяцев, а также тот факт, что этот саммит [Евросоюза], похоже, решительно отверг возможность заключения торгового соглашения по канадскому образцу, я пришел к выводу, что мы должны готовиться к тому, что с 1 января наши отношения [с ЕС в сфере торговли] будут больше напоминать существующие между ЕС и Австралией», — сказал глава британского правительства, выступление которого транслировал телеканал Sky News.

Учитывая то, что переговоры зашли в тупик, а до конца переходного периода осталось чуть более двух месяцев, обе стороны все активнее ведут подготовку к окончательному выходу Великобритании из ЕС без торгового соглашения и переходу на торговлю через Ла-Манш по нормам ВТО с использованием квот и тарифов.

Анализируя перспективы преодоления острых разногласий между Лондоном и Брюсселем, бывший посол Европейской комиссии в России, старший научный сотрудник Центра европейских политических исследований в Брюсселе профессор Майкл Эмерсон (Michael Emerson) подчеркнул, что стороны еще могут достичь договоренностей в течение этой и следующей недели.

По его словам, единственным результатом прошедшего саммита ЕС стало согласие стран продолжить переговоры с Лондоном по основным нерешенным вопросам.

«В частности, это так называемое «ровное игровое поле», то есть правила, позволяющие избежать использования Соединенным Королевством субсидий для недобросовестной конкуренции, регулирование правил рыболовства в водах Великобритании, а также выработка базы и создание институтов для разрешения возможных споров», — уточнил Майкл Эмерсон.

На его взгляд, Борис Джонсон ведет опасную игру, надеясь получить незначительные уступки по этим трем пунктам и затем заявить, что ему удалось «победить Брюссель».

«Это позволит ему немного поправить свои отчаянно низкие рейтинги среди населения», — сказал экс-посол, добавив, что ЕС не особо впечатлен тактикой Бориса Джонсона и ведет себя очень сдержанно, желая найти компромисс.

«Я предполагаю, что договоренности по трем пунктам будут достигнуты. При этом я убежден, что все остальные сотни страниц подробных юридических текстов уже согласованы. Оставшиеся разногласия действительно не так велики, а сделка о свободной торговле объективно находится в зоне интересов обеих сторон», — отметил он.

В свою очередь профессор социальной политики в университете Кента Питер Тейлор-Губи (Peter Taylor-Gooby) выразил мнение, что Борис Джонсон настроен не так категорично, как пытается это показать.

«Заявление о том, что Лондону следует готовиться к выходу из ЕС без сделки с Брюсселем, представляет собой лишь его дискуссионную позицию. Он отступит, [...] и сделка все же будет заключена», — предположил эксперт, указав, однако, что соглашение может оказаться невыгодным для самой Великобритании.

Между тем, на его взгляд, саммит Евросоюза четко продемонстрировал, что страны сообщества требуют от Лондона серьезной позиции по вопросу выстраивания дальнейших отношений с ЕС. Кроме того, по его словам, покончить с неопределенностью также хотят представители британского бизнеса, направившие Борису Джонсону свое обращение с просьбой в короткие сроки заключить торговую сделку с ЕС.

Тем временем глава подразделения по макроэкономической стратегии на глобальных рынках VTB Capital Нил Маккиннон (Neil MacKinnon) напомнил, что Brexit был в большей степени вызван политическими причинами.

«Британские избиратели, проголосовавшие за выход из Евросоюза, сделали это, чтобы вернуть себе контроль над суверенитетом Великобритании и восстановить верховенство британских законов и постановлений над брюссельскими, которые считаются невразумительными и недемократическими. В конечном итоге Brexit связан с политическим суверенитетом — тем, кто и как будет управлять страной», — сказал он.

При этом, на его взгляд, Европейский союз «вряд ли можно назвать успешной историей» с точки зрения экономики.

«В частности, это низкий экономический рост, высокий уровень безработицы и универсальная экономическая политика, которая на самом деле не работает для большинства государств в составе ЕС, особенно для южных стран с дефицитной экономикой», — уточнил Нил Маккиннон.

В связи с этим, по его мнению, Brexit открывает перед Лондоном множество экономических и торговых возможностей.

«Если говорить о потенциальном отсутствии сделки с Брюсселем, Великобритания имеет право продвигать свою собственную повестку дня и фактически только что заключила сделку с Японией. Торговое соглашение не является обязательным условием для торговли, и сделка по определению должна быть взаимовыгодной, иначе она не может работать», — сказал аналитик, обратив внимание на то, что основные партнеры Евросоюза не имеют с ним никаких торговых сделок.

Между тем профессор политологии в Университете Ковентри Мэтт Квортруп (Matt Qvortrup) выразил уверенность, что отсутствие сделки сильно ударит по британской промышленности.

«Это фактически убьет автомобильную промышленность на севере страны. Борис Джонсон не может себе этого позволить. Он пойдет на ряд более мелких сделок. Великобритания станет слабее, и последствия могут быть ужасными, хотя и некатастрофическими», — пояснил свою позицию эксперт.

На его взгляд, дальнейшее развитие событий, связанное с отсоединением Великобритании от ЕС, несильно тревожат действующего премьер-министра.

«Борис Джонсон хочет заключить какую-то сделку, и, скорее всего, этого добьется. Как только соглашение будет подписано, он объявит, что «добился Brexit», и уйдет с поста премьер-министра после Рождества. Он все еще страдает от последствий COVID-19, и пока не вернулся в прежнюю форму. К тому же он теряет авторитет. Уход в отставку сразу после заключения сделки будет означать, что бороться с потенциально серьезными последствиями Brexit для британской экономики придется уже не ему», — резюмировал Мэтт Квортруп.