Как меняются потребительские настроения россиян в период «коронакризиса»

По данным Росстата, во втором квартале 2020 года потребительские настроения граждан резко упали. Причиной этого стала крайняя неуверенность во всем – от личных финансов до перспектив экономики. Самые скептически настроенные граждане — одновременно и самая платежеспособная прослойка населения.

Как меняются потребительские настроения россиян в период «коронакризиса»
© Слово и Дело

В конце октября ученые из ВШЭ представили результаты исследования, согласно которым потребительская уверенность россиян начала восстанавливаться. Значит ли это, что российская экономика начала возрождаться после «коронакризиса» и как потребители встречают вторую волну вируса, - разбирается «Слово и Дело».

Индекс потребительской уверенности – индикатор, скорее психологический, нежели экономический. И все же он многое говорит о спросе населения. Индекс потребительской уверенности показывает степень оптимизма граждан относительно состояния экономики, которую люди проявляют в потреблении и сбережении.

Источник фото: unsplash.com

Обрушение Индекса потребительской уверенности было самым стремительным за всю историю наблюдения Росстатом этого индикатора. Сегодня можно говорить о том, что он, наконец, «оттолкнулся от дна» и стал медленно, но верно подниматься.

Экономист Антон Шабанов в комментарии для «Слово и Дело» высказал мысль, что о полном восстановлении экономики пока говорить рано. Об этом заявляют руководители нашей страны и экономики на самых высоких трибунах. Да и судить о состоянии российской экономики по этому показателю не стоит.

«Не стоит забывать, что потребительская активность - это скорее субъективная и эмоциональная оценка, чем экономическая. Это вопрос для людей: готовы они потреблять, или нет. Здесь не стоит искать какого-то рационализма», - считает Антон Шабанов.

Источник фото: unsplash.com

Действительно, вопрос потребительской уверенности – скорее показатель того, что люди думают и считают, как они ощущают текущую ситуацию. Экономист считает, что на последних результатах опроса отразился и так называемый «эффект отложенного спроса», ситуация, когда по прошествии нескольких месяцев после самоизоляции произошел взрывной спрос, бум «дорого потребления». То, что люди не могли себе позволить, сидя на карантине, они стали покупать сейчас – в третьем квартале 2020 года.

Однако стоит учесть, что это касается далеко не всех. Не участвовали в этом «буме» те, кто во время пандемии потерял работу или занимаемую должность, у кого была сокращена зарплата или те, кто сильно тратился во время самоизоляции на технику и питание.

«Люди считают, что после такого долгого ожидания бояться уже нет никакого смысла. Им хочется покупать здесь и сейчас, потреблять больше. На вопрос: «буду ли я покупать или не буду?», - ответ всегда один: да, буду. Потому что ждать надоело».

Экономист не предлагает искать в росте потребительской уверенности экономического обоснования, так как этот результат сам по себе не экономический, а психологический – отражает восприятие людьми текущей экономической ситуации.

Источник фото: unsplash.com

Экономист Юрий Твердохлеб в комментарии для «Слово и Дело» также заявил, что восстановление потребительских настроений – дело «очевидное».

«Мы видим, что спали панические настроения, неуверенность и неопределенность, которые были в начале карантинных мероприятий. Процессы, связанные с протеканием пандемии, в России достаточно успешно регулируются. После карантина стала восстанавливаться деятельность предприятий, и в общем-то это восстановление соответствует законам экономики. Экономическая ситуация постоянно адаптируется к новым условиям, стабилизируется», - рассказывает экономист.

Он подчеркнул, что в России проводится масса мероприятий по поддержке населения, предприятий и бизнеса.  

«Сегодня существует целый ряд программ по стимулированию кредитования в области ипотечных ссуд, существует много программ поддержки малого бизнеса с точки зрения кредитования, создания благоприятных для работы условий. И эти мероприятия дают свои положительные результаты».

Такие же положительные изменения Индекса потребительской уверенности наблюдаются и в Европе, хотя общий фон все равно остается отрицательным. Эксперты предупреждают, что со второй волной коронавируса вполне ожидаемо, что этот показатель упадет вновь.