Разрешение ВТО об увеличении пошлин обострит отношения ЕС и США

Разрешение ВТО увеличить пошлины на импорт из США предвещает начало нового этапа торговых отношений с Евросоюзом, рассказал ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

Разрешение ВТО об увеличении пошлин обострит отношения ЕС и США
© ФБА "Экономика сегодня"

Апелляционный орган Всемирной торговой организации принял официальное решение разрешить Европейскому союзу ввести контрмеры за незаконное субсидирование Вашингтоном концерна Boeing Co в виде увеличения пошлин на импорт из Соединенных Штатов Америки на сумму до $4 млрд.

«Часто дискутируемым в последнее время становится вопрос деятельности Всемирной торговой организации, которая подвергается критике с разных сторон.

В частности, претензии высказываются из-за того, что ВТО рассматривает споры в течение продолжительного времени, но решение не всегда соответствует действительности и ситуации», прокомментировал эксперт Владимир Оленченко.  

Конфликт развивается 

Заместитель председателя Европейской комиссии Валдис Домбровскис заявил, что ЕС уже приступил к подготовке контрмер в «тесном сотрудничестве с государствами-членами союза», однако они не оставляют надежду на «урегулирование путем переговоров с США», поэтому страны «продолжают активно взаимодействовать с американскими коллегами».

«На заседании лидеров «Большой двадцатки» было принято решение о том, что нужно стимулировать Всемирную торговую организацию к реформации. Это лишний раз подтверждает, что ВТО пытается каким-то образом повысить собственный авторитет, принимая решение по не всегда деликатным вопросам, касающимся взаимоотношений между Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом», - добавил собеседник агентства Оленченко.

Напомним, что споры между Европейским союзом и Америкой о субсидировании авиапроизводителей продолжаются с 2004 года. Первые обвинения в адрес Вашингтона из Брюсселя содержали подозрения в том, что США субсидируют компанию Boeing Co. В ответ Соединенные Штаты пожаловались в ВТО на субсидии европейскому авиастроителю Airbus со стороны Испании, Великобритании, Франции и Германии.

«На кону стоит сумма в $4 млрд. Однако Министерство финансов США подсчитало, что ограничения, введенные Вашингтоном против Евросоюза, принесли пользу американской стороне в размере $12 млрд. Если сопоставить указанные цифры, не вникая в подробности, можно увидеть, большую разницу что выгоды от ограничений оцениваются на уровне.

Иными словами, Евросоюз отсудил только одну треть, полученной американской стороной выгоды. Но помимо практического результата ЕС добился укрепления самостоятельности», - отметил эксперт.

Ранее Арбитраж Всемирной торговой организации (ВТО) разрешил Соединенным Штатам Америки ввести пошлины на товары и услуги стран Европейского союза в связи с тем, что последние не выполнили ранее принятые решения ВТО, затрагивающие вопрос субсидирования Airbus. Общая сумма может достигнуть $7,5 млрд.

Airbus в июле 2020 года договорился с правительствами Франции и Испании о внесении поправок в контракты возвратных стартовых инвестиций по программе самолетов A350, в следствие чего Еврокомиссия заявила, что теперь ЕС полностью соблюдают решения Всемирной торговой организации по субсидиям в рамках спора, по которому и вводились пошлины.

«Евросоюз решился направить вопрос о санкциях во Всемирную торговую организацию, был последовательным и добился успеха.

Однако последняя категория весьма относительна, потому что с коммерческой и экономической точек зрения, американская сторона все же оказалась в плюсе. Не думаю, что в Евросоюзе этого не понимают, скорее учитывают данный момент. На мой взгляд, решение ВТО разрешить Европейскому союзу ввести контрмеры за незаконное субсидирование Вашингтона концерна Boeing можно назвать началом нового этапа во взаимоотношениях с США», - подчеркнул Оленченко.

Европейская комиссия не раз призывала Соединенные Штаты Америки снять ограничения в связи с тем, что соглашение устраняет основания для подобных американских тарифов. Однако в августе этого года офис торгового представителя США Роберта Лайтхайзера сообщил, что американская сторона сохраняет встречные пошлины против Евросоюза по делу Airbus. Меры по-прежнему будут охватывать торговлю на $7,5 млрд в год, а пошлины составят прежние 15% для самолетов и 25% для других продуктов.

«Евросоюз начинает все четче определять свои границы и стремится повышать свои позиции за счет подавления своих конкурентов в лице Соединенных Штатов Америки.

Связь ЕС и США носит двойственный характер. С одной стороны, они являются партнерами на рынке, а с другой – конкурентами. Думаю, что в будущем конкуренция между ними будет нарастать с привлечением все большего числа других стран», - предположил Оленченко.

Евросоюз начинает ценить отношения с РФ

В то же время товарооборот между Россией и Евросоюзом восстанавливается после обвала 2014-2015 годов и выгоден обеим сторонам.

Товарооборот между Российской Федерацией и Евросоюзом в 2019 году сократился по сравнению с 2018 годом. Россия экспортировала в европейские страны продукции на 189,166 млрд долларов – на 7,8% меньше, чем в 2018 году, а импортировала 88,63 млрд долларов – на 0,8% меньше, чем годом ранее. Суммарно наш товарооборот равен 277,796 млрд долларов, что на 5,6% меньше, чем в 2018 году. Во внешней торговле РФ доля ЕС составила в 2019 году 41,7%, в 2018 году данный показатель был больше – 42,8%.

Однако важно отметить, что снижение произошло на фоне падения цен на энергоносители, начавшегося в прошлом году, а также уменьшения спроса в странах ЕС.

Согласно данным «Газпрома», в 2019 году о поставках в этот регион 192,558 млрд кубов газа, что на 4,1% меньше, чем в 2018 году. Однако данный компонент не стоит оценивать однозначно, поскольку в классификации «Газпрома» в западноевропейский регион входит такая страна, как Турция.

В то же время товарооборот между Россией и Евросоюзом восстанавливается после обвала 2014-2015 годов и выгоден обеим сторонам.

«Речь в торговом конфликте ЕС и Соединенных Штатов прежде всего идет о самолетах Boeing и Airbus. Насколько я понимаю, у Российской Федерации ЕС не закупает самолеты как организация, хотя Италия и Франция принимает участие в изготовлении Sukhoi Superjet.

Думаю, контрмеры подтолкнут Европейский союз к тому, чтобы он ценил равноправных партнеров. Таким образом ЕС повысит уважение к России, начнет лучше понимать, что это государство надежный и предсказуемый партнер», - констатировал эксперт.