Что ждет рубль после выборов в США

По мере приближения президентских выборов в США все чаще можно слышать разные оценки того, кто из кандидатов – Дональд Трамп или Джо Байден – «выгоднее» для России и рубля. Ретроспективный анализ показывает, что наиболее сложные периоды отношений нашей страны с Соединенными Штатами приходились на годы, когда хозяином Белого дома был демократ. К тому же Байден обещал избирателям в случае своего прихода к власти «напомнить» Москве об истории с выборами 2016 года. Тогда кандидат в президенты от демократической партии Хиллари Клинтон, проиграв Трампу с минимальной разницей, обвинила Россию во «вмешательстве» в процесс волеизъявления американцев.

Все это может указывать на то, что победа Трампа потенциально была бы более предпочтительной для российских активов. Впрочем, если внимательнее взглянуть на расхождения позиций кандидатов в части экономики, геополитики и энергетики, вывод уже не будет столь однозначным.

Дональд Трамп – сторонник ультрамягкой монетарной политики, низких налогов и умеренного вмешательства государства в экономику. Действующий президент симпатизирует консервативным отраслям, в частности нефтяной. Джо Байден, напротив, выступает за повышение налогов, его приоритетом также является разворот США в сторону «зеленой» энергетики. Байден считает, что Америка должна стать к 2050 году «углеродно-нейтральной экономикой». Все это не очень позитивно для перспектив американской нефтяной промышленности и главным образом для сланцевых добытчиков, использующих опасную для экологии технологию гидроразрыва.

С одной стороны, потенциальное сокращение добывающей активности в США может иметь позитивный отклик в ценах на нефть, что транслируется в поддержку рублевых активов. С другой стороны, демократы, как показывает история, более склонны к компромиссам во внешней политике. Так, можно допустить, что в случае избрания Байден вернется к обсуждению ядерной сделки с Ираном. Если такой сценарий реализуется, то теоретически могут быть сняты ограничения на экспорт иранской нефти на мировой рынок. Это стало бы значимым сдерживающим фактором для нефтяных цен.

В то же время, развивая потенциальную геополитическую перспективу, при Байдене можно ждать появления иного тона в диалоге Вашингтона с Пекином. В том случае, если мы увидим потепление в отношениях США и КНР, все рисковые активы, включая валюты развивающихся стран и сырьевые товары, получат хорошую поддержку.

Таким образом, мы полагаем, что влияние на рублевый курс предстоящих выборов в США будет достаточно сдержанным независимо от их результатов и во многом умещаться в рамки общерыночной волатильности.

Ключевыми факторами до конца года для российской валюты останутся общерыночный аппетит к покупке риска, геополитический фон и нефтяные цены. Многое для рубля и всей группы рисковых активов будет зависеть от того, когда удастся перейти к устойчивому снижению заболеваемости коронавирусом. По нашему мнению, в ноябре темпы распространения COVID-19 могут начать замедляться, что транслируется в укрепление аппетитов к покупке риска.

К концу года мы ожидаем формирования курса рубля к доллару в диапазоне 71-75.