Рынок ждет стимулирования от американского центробанка

30 октября (Dow Jones). В преддверии заседания Федеральной резервной системы на следующей неделе, которое почти наверняка укажет на статус-кво банка, некоторые наблюдатели рассматривают возможные новые варианты стимулирования, которые доступны для ФРС.

Двухдневное заседание ФРС пройдет во вторник и в среду, и ожидается, что ее руководители оставят денежно-кредитную политику без изменения, сохранив процентную ставку около нуля и продолжив масштабные покупки облигаций.

Руководители ФРС в течение некоторого времени пытаются сдвинуть фокус внимания с того, что они могут сделать, на то, что правительство может сделать для содействия восстановлению экономики. Многие руководители полагают, что экономике нужна именно целевая помощи, а не кредиты со стороны центрального банка, для функционирования в условиях волатильности и неопределенности на фоне пандемии коронавируса.

"Помимо развития ситуации с вирусом как таковой, наиболее значительный понижательный риск для моего прогноза представляет неспособность предоставить дополнительную налогово-бюджетную помощь", — сказала управляющая ФРС Лаэль Брейнард 21 октября. Между тем председатель ФРС Джером Пауэлл в начале месяца заявил, что "на данной ранней стадии я считаю, что риски политической интервенции все еще ассиметричны. Слишком маленькая поддержка приведет к слабому восстановлению, создав нежелательные препятствия".

Проблема для ФРС состоит в том, что правительство, похоже, не способно прийти к соглашению касаемо размера и сферы реализации дополнительного налогово-бюджетного стимулирования. Президент ФРС-Чикаго Чарльз Эванс, например, сказал, что сроки оказания такой помощи не критичны, объяснив 20 октября, что "если она будет отложена до 1-го квартала, и потом действительно будет оказана в хорошем объеме, это не окажет сильного влияния на мой прогноз".

Но если помощь не придет, многие руководители ФРС уже сказали, что восстановление будет более слабым и медленным. Они также отметили, что используя почти все возможные инструменты, у ФРС остается мало пространства для маневра.

Мнение бывшего президента ФРС-Нью-Йорк Уильяма Дадли, опубликованное в среду на Bloomberg.com, было особенно пессимистичным в этом плане. "Ни один центральный банк не хочет признавать, что его возможности исчерпаны. К сожалению, ФРС очень близка к этому", — сказал он. Все, что ФРС еще может сделать, едва ли снизит уже низкую стоимость заимствований, добавил он.

Отсутствие вариантов для ФРС побудило аналитиков задумать о более нетрадиционных опциях. Один из них — "легкие деньги", то есть вид стимулирования, при котором власти печатают деньги и раздают их гражданам, выходя за рамки нормального проведения денежно-кредитной политики.

По мнению некоторых, ФРС может предоставить реальное стимулирование и может даже быстрее достичь целевого уровня инфляции 2%, раздав деньги, в то время как власти не могут прийти к согласию в отношении пакета дополнительных мер стимулирования.

Руководители ФРС настроены весьма категорично в плане того, что они могут выдавать кредиты, а не гранты. Однако ФРС также перешла запретную линию во время текущего кризиса, особенно со своими первыми покупками корпоративных облигаций, поэтому все еще может измениться.

Опция “легких денег” стала не лучшей в свете дискуссий о собственной цифровой валюте, о которой думает и ФРС, и другие центральные банки.

Весной в исследовании Института международной экономики Петерсона, проведенном совместно с бывшим главой группы рыночных экономистов ФРС-Нью-Йорк Саймоном Поттером, написано, что создание цифровой валюты ФРС “напрямую донесет количественное смягчение до потребителей. Этот инструмент может быть использован своевременно и дойдет до всех американцев”.

Другими словами, “легкие деньги” не являются панацеей, и эта мера зависит от возможностей властей расходовать средства из бюджета.

Новая научная работа Джорджа Сельгина из Института Катона приводит доводы против прямого финансирования домохозяйств. Он пишет, что “легкие деньги” являются “плохой альтернативой имеющимся видам налогово-бюджетного и денежно-кредитного стимулирования”, и они не подходят для использования в ситуации, когда ФРС платит проценты банкам за хранение денег на своем балансе.

Сельгин также пишет, что, если ФРС израсходует денежные средства, это вступит в противоречие с возможностью Конгресса получать и расходовать деньги, создавая проблемы для центробанка, который, как предполагается, политически независим.

Но в “легких деньгах” есть один плюс: они могут помочь повысить инфляцию, в то время как ФРС просигнализировала о своем желании допустить небольшой рост инфляции выше 2%, чтобы компенсировать длительный период, когда она недотягивала до этой отметки.

Профессор экономики Дэвид Бекворт из исследовательского центра Университета Джорджа Мейсона долгое время говорил о необходимости корректировки политики ФРС в сторону принятия намного более решительных действий для восстановления экономики после спадов. Хотя его мнение осталось в стороне при недавней корректировке политики ФРС, он все еще думает, что центральный банк, действующий на основании четких правил в сотрудничестве с Министерством финансов, может использовать инструмент, схожий с “легкими деньгами” для хорошего эффекта.

— Автор Xavier Fontdegloria, xavier.fontdegloria@wsj.com; перевод ПРАЙМ, +7 495 645 3700, dowjonesteam@1prime.biz.

(Конец)

Dow Jones Newswires, ПРАЙМ