Письма “Большой Москвы”: Главархив рассказал, как в столице улучшали почту

В Главархиве Москвы хранятся документы Исполкома Моссовета, связанные с расширением административных границ Москвы. Среди них есть документ, отразивший неожиданные последствия этого расширения – а именно перестройку работы всей почтовой службы столицы.

Установление новой административной границы Москвы по строящейся трассе МКАД привело к росту населения города разом более чем на 20%: с 5 миллионов до 6 миллионов 200 тысяч. И одновременно - к падению общего уровня почтовых услуг.

Московский почтамт для обслуживания населения в старой городской черте располагал 8 конторами связи, 7 почтово-сортировочными узлами для обработки корреспонденции и 315 отделениями связи. Штат работников почты составлял примерно 15 тысяч 700 человек. Присоединение новых территорий вызвало рост объемов обрабатываемой корреспонденции и посылок более чем в полтора раза. Соответственно, сеть предприятий выросла до 20 контор и 500 отделений связи, а штат увеличился еще на 3 тысячи человек. Но для выхода на столичный уровень почтового обслуживания новых территорий этого оказалось недостаточно.

Уже в сентябре 1960 министр связи РСФСР Алексей Черенков направил Заместителю председателя Совета министров СССР Дмитрию Устинову письмо, где подробно перечислил все проблемы с работой почты в столице и попросил оказать содействие в их решении. Устинов среагировал оперативно и поручил Мосгорисполкому и Госплану РСФСР в кратчайшие сроки всю необходимую помощь оказать.

Программу этой помощи и принял Мосгорисполком в ноябре 1960 года. На 1961-1963 годы было запланировано открытие дополнительных 50 отделений связи на территории “Большой Москвы”. Это должно было помочь распределить нагрузку по районам равномерно. Одновременно были приняты и некоторые другие меры. В 1961-1963 годах на вокзалах, автостанциях и площадях должны были установить 100 почтовых киосков для оперативного приема корреспонденции. Совет министров СССР также помог, выделив из резерва 75 автомобилей для перевозки почты.

В результате реализации этой программы уже к концу 1961 года был достигнут запланированный уровень оказания почтовых услуг населению выросшей столицы. Доставка корреспонденции и периодических изданий на всей территории города производилась 4 раза в сутки, доставляя вечерние газеты в день их выхода. В городах лесопаркового пояса доставка корреспонденции должна была осуществляться трижды, а в более мелких населенных пунктах - дважды в сутки.

Конечно, некоторый разрыв оставался, но он сократился многократно. Получение и отправка корреспонденции, посылок и переводов, а также периодических изданий перестало быть серьезной проблемой. Очередной сложный вопрос ушел в прошлое, оставив свой след в документах, хранимых в Главархиве Москвы.