Инвесторы уходят из защитных инструментов

С начала ноября он снизился более чем на 2%, что для валютного рынка – заметное движение. Эти ожидания стали одним из драйверов роста биткоина, который ушел в район исторических максимумов. Но при этом началось падение золота, хотя традиционно слабый доллар оказывает поддержку биржевым товарам.

Инвесторы уходят из защитных инструментов
© Финансовая газета

Валютные противостояния

Ожидания аналитиков относительно падения курса доллара основаны на двух факторах. Первый – продолжающаяся накачка экономики США новыми деньгами за счет сделок РЕПО и выкупа краткосрочных государственных и ипотечных бумаг. Второй – ожидания окончания пандемии после появления череды сообщений об успехе испытания вакцины от COVID-19.

Все понимают, что от прохождения третьей фазы клинических испытаний до начала масштабного применения вакцин пройдут месяцы, а затем потребуется немало времени на то, чтобы вакцинацию прошла существенная часть населения. Но рынок стремится играть на опережение и живет ожиданиями того, что спад коронавирусной волны позволит странам Европы снять ограничения, экономика начнет оживать, а мировой капитал будет более активно вкладываться в европейские активы. При этом, правда, зачастую упускается из вида тот факт, что сильный евро европейским властям абсолютно не нужен, поскольку снижает конкурентоспособность продукции Старого Света на мировом рынке. Тут сложно не согласиться с главой «Московских партнеров» Евгением Коганом: «Почему я думаю, что очередные майсы про падение доллара – это добрая сказка? Да потому что, к примеру, европейский экспорт в США отнюдь не при 1,41, но уже при 1,25–1,3 начнет загибаться. И мы с вами немедленно увидим новую программу помощи экономике Европы (а проще говоря, программу печати европейцами денег) в размере 2–3 триллионов евро. У госпожи Лагард не заржавеет. Аналогично поступят банки Англии, Канады и других стран. Начнутся великие валютные войны».

Похоже, эти войны уже начинаются: в последние недели объемы скупки облигаций на балансы ФРС и ЕЦБ достигают рекордных уровней. Пока сложно сказать, чей печатный станок – американский или европейский окажется мощнее.

С технической точки зрения пара «евро – доллар» с середины лета зажата в коридоре 1,16–1,19, причем в середине прошлой недели начались активные попытки пробить его верхнюю границу и закрепиться выше. Скорее всего, скоро это случится, и тогда следующей целью для движения пары станет район чуть выше 1,24.

Из золота в биткоин

Снижение индекса доллара традиционно приводит к росту стоимости основных биржевых товаров. Это вполне объяснимо: новых долларов можно запустить в оборот и триллион, и десять триллионов, а вот запас природных ресурсов в земной коре ограничен, да и нарастить их добычу бывает не очень просто. Во многом именно ослаблением американской валюты был вызван рост стоимости никеля, меди и нефти в течение последних недель. Но вот с золотом наблюдалась обратная картина: на прошлой неделе его котировки пробили важную поддержку $ 1850 за тройскую унцию и устремились к следующей технической цели снижения – $ 1750. Многие эксперты объясняют это ожиданиями скорой победы фармацевтов над коронавирусом и выходом инвесторов из рисковых активов.

Доля правды в этом есть – в последние недели зафиксированы рекордные снижения запасов золота в активах «золотых» фондов с июля этого года. Но пока складывается впечатление, что продают драгметалл преимущественно спекулянты: кто-то фиксирует прибыль, кто-то перекладывает средства в потенциально более доходные инструменты. Одним из них является биткоин, который на прошлой неделе вплотную подошел к историческим максимумам. Правда, в середине недели последовал мощный откат от отметки $ 19 тыс., но говорить о начале нисходящего тренда еще преждевременно. Вполне возможно, что пока этот номер газеты будет находиться в типографии, основная мировая криптовалюта достигнет новых высот.

Почти всем уже очевидно, что за криптовалютами большое будущее, но непонятно, когда они войдут в нашу повседневную жизнь, как, например, построенные в XIX веке первые железные дороги, вложения в акции которых также когда-то рассматривались как безрассудные спекуляции. Соответственно, пока нет и никакого ясного понимания, как оценивать «справедливую стоимость» того же биткоина.

Если посмотреть на график пары BTC/USD, то безоткатный рост продолжается восемь недель подряд. За это время монета подорожала более чем на 75%. Данный восходящий тренд является рекордным по продолжительности с 2017 года, когда с 17 апреля по 12 июня биткоин вырос в цене на 154%.

Характер торгов на криптовалютных биржах на прошлой неделе начал подавать тревожные для «быков» сигналы: наблюдались рост объемов заявок на продажу и необъяснимые резкие просадки котировок. Это является явным свидетельством того, что какие-то крупные игроки фиксируют прибыль. Впрочем, их продаваемые монеты легко могут быть «съедены» притоком денег от новых криптоинвесторов.

Прогнозировать же дальнейшую динамику биткоина затруднительно. Закрепление биткоина выше отметки $ 20 тыс. спровоцирует массовое закрытие спекулятивных шортов, что вызовет еще один всплеск роста котировок. И наоборот: снижение стоимости биткоина в район $ 16–17 тыс. вполне может спровоцировать усиление фиксации прибыли и открытие спекулянтами коротких позиций.

я

к

МНЕНИЕ

Арутюн Гаспарян, главный стратег Finrobot

— У меня нет никаких сомнений, что в не очень отдаленной перспективе биткоин будет стоить и $ 30 тысяч, и $ 50 тысяч. Но вот относительно краткосрочного периода (хотя бы до конца года) однозначные прогнозы делать невозможно. На последней неделе ноября биткоин взлетел к историческим максимумам. Тут возможны два сценария. Если монета сумеет закрепиться выше отметки $ 20 тысяч, то следующим техническим сопротивлением выступит район $ 22,5 тысяч, после пробоя которой будет открыта дорога на $ 30 тысяч.

Но есть и другой вариант. Сейчас в криптовалюту ринулись множество частных инвесторов, привлеченных огромными доходностями за последние пару месяцев. Вот именно об них могут начать «крыться», фиксируя прибыль, те, кто купил «биток» по $ 10 тысяч и ниже. При первых признаках появления нисходящего тренда к нему присоединятся спекулянты, которых на этом рынке великое множество. В результате биткоин может очень быстро сходить в район $ 15 тысяч, а то и ниже. Падение ведь всегда идет намного быстрее роста.

Такую картину мы наблюдали ровно три года назад по биткоину. Неделей назад началось падение золота, которое еще летом пользовалось ажиотажным спросом у инвесторов.

Пока все мои стратегии, основанные на дневных графиках, уверенно стоят в покупке. Но я лично начал аккуратно фиксировать прибыль, сокращая маржинальность позиций.

МНЕНИЕ

Олег Богданов, ведущий аналитик инвесткомпании QBF

— Пара «евро – доллар» с июля 2020 года зажата в коридоре 1,16–1,20. Консенсус сейчас заключается в том, что евро неизбежно пройдет уровень 1,20 и быстро устремится к следующему сопротивлению на отметке 1,25. Некоторые горячие эксперты прогнозируют 20–30%-ную девальвацию доллара по индексу, значит, в этом случае, как они думают, евро может достичь уровня 1,4–1,5. Однако реальность, с моей точки зрения, другая. Стоит взглянуть на график «евро – доллар» с начала года. Обратите внимание, что в момент острой фазы на финансовом рынке, когда фондовые индексы вошли в штопор, доллар США резко укрепился к основным валютам. Тогда курс в паре «евро – доллар» опускался почти до 1,06. Любая турбулентность вызывает резкий рост спроса на доллары США. Только усилия ФРС по предоставлению долларовой ликвидности по swap-линиям с иностранными центральными банками стабилизировали ситуацию. Общий объем долларовых swap к середине лета 2020 года достиг почти $ 500 млрд.

Именно в этот период начал снижаться американский доллар. Рос объем swap – падал доллар США. Конечно, свою роль сыграли снижение ФРС ставки до 0–0,25% и запуск программы количественного смягчения. Затем с августа объем swap-операций начал падать и к текущему месяцу сократился до $ 7 млрд. В такой ситуации доллару США будет очень сложно серьезно упасть. Наоборот, любой рост рисков в мировой финансовой системе вызовет спрос на доллары и его резкий рост к основным валютам.

Еще нужно учитывать, что в декабре Европейский центробанк наверняка расширит пандемическую программу количественного смягчения PPP, что также негативно отразится на евро. Со стороны ФРС максимум можно ждать только изменения дюрации программы количественного смягчения. Большого влияния на доллар это не окажет. Важный элемент в курсообразовании – разница в доходностях по гособлигациям еврозоны и США. Сейчас спред между немецкими гособлигациями и казначейскими бондами США составляет 143 б. п., то есть он работает в пользу доллара. Поэтому в ближайшее время можно ожидать незначительного укрепления евро, возможно, до уровня 1,2, а затем, в любой критический момент, доллар может резко набрать обороты и вырасти до уровня 1,14.

Что касается цен на золото, то там нет 100%-ной корреляции с индексом доллара. Золото – все-таки товар, его ценообразование зависит от многих факторов. Во-первых, значимым элементом являются покупки-продажи центральных банков. Когда ЦБ продают, ничто не удержит золото от падения, как это было в начале 2000-х, а когда покупают – золото растет. Пример – последние два года. Во-вторых, на золото влияет монетарная политика центробанков. Если ставки высокие, то инвестировать в золото смысла нет, а если нулевые, как сейчас, то идея появляется. В-третьих, золото считается защитным активом. Если риски выше, то и цена на золото растет. Однако при масштабных распродажах на финансовых рынках доллар США начинает быстро укрепляться ко всем валютам, растет он и к золоту. Думаю, что в текущих условиях золоту будет сложно продемонстрировать впечатляющую динамику. В лучшем случае при росте евро до 1,2, цена на золото снова вернется на $ 1900 за унцию.