Движение «Нехта» выросло из одноименного телеграм-канала, освещавшего события во время летних протестов в Минске. Я запомнила это название благодаря следующему обстоятельству: в группах протестующих очень часто упоминалось, что «Нехта» – не с ними, это никому не известные провокаторы, часто подающие лживую информацию. То есть даже для борцов с Лукашенко «Нехта» – это немного too much. Да, вот что немаловажно: именно в этих антилукашенковских блогах и группах я часто видела призыв: «Пожалуйста, не читайте «Нехту», они врут и нагнетают панику, вот список телеграм-каналов, которые более-менее объективно отражают действительность». Повторюсь, это были не провластные ресурсы, а самые что ни на есть оппозиционные. Впрочем, два миллиона хомячков у «Нехты» все же насобиралось, довольно солидное число, даже если отнять неизбежный процент купленных ботов.

Пряники для Нехты
© Свободная пресса

Ну то есть, понимаете, в любом протесте есть те, кто искренне верит в него, и те, кто зарабатывает на нем. Политический капитал, социальный или самый что ни на есть материальный – дело десятое. Я вполне верю, что многих жителей Белоруссии летом возмутило поведение силовиков. Ну а с «Нехтой»… С «Нехтой» тоже, в общем, все стало понятно еще тогда.

То, что «Нехта» решила распространить свою деятельность на Россию – в общем, тоже абсолютно укладывалось в картину. Среди протестующих и поддерживавших летние протесты были белорусы – а были, рискну предположить, не совсем белорусы. Вот к последним я бы и отнесла «Нехту». И ее распространение на восток показалось мне абсолютно логичным: несчастная Белоруссия сама по себе не нужна была тем, кто искусственно подогревал протесты, попивая кофе где-нибудь в уютной Польше. Нужен проигрыш России.

Сегодня они запланировали акцию на Пушкинской площади в Москве. В Москве очень мягкое отношение к разного рода, хм, акционерам. Это в Минске их признали экстремистами и раз за разом «винтят», в Москве же полиция, скорее всего, ограничилась бы пресловутым «масочку наденьте, пожалуйста».

Однако гвардия Захара Прилепина решила заявиться к «Нехте» в гости – нести добро и свет. Около 50 человек с зелено-фиолетовыми (цвета партии Прилепина ЗА ПРАВДУ) шарфами и масками пришли к двенадцати на Пушкинскую. Они собирались раздавать оппозиционерам пряники.

Натурально, пряники.

Как о «нехтовской» акции, так и об акции прилепинцев стало известно, разумеется, заранее. Результатом стало техническое поражение «Нехты» за неявкой. Раздавать пряники было некому.

– Мы ставили себе задачу не допустить Майдана в России, – говорит Сергей «Фомич» Фомченков, руководитель «Гвардии». – Пока у нас получается. Сегодня оппоненты громко обещали прийти, но не пришли. Они называют нас «титушками» – по аналогии с киевским майданом – но мы не «титушки»: мы превосходим их морально и интеллектуально. Вот и сегодня у нас победа «всухую».

Я недоумеваю: но почему пряники?

– Пряники – по аналогии с печеньками, которые были в Киеве на Майдане. Ну и к тому же у нас скоро Новый год. Мы хотели немного подсластить жизнь этим злым людям – может, они поменяли бы свои взгляды, – смеется Фомич.

Болтовня, смех, пряники. Небольшая пресс-конференция, где Фомич анонсирует встречу «Гвардии» 10 января на Хуторе Захара Прилепина, приглашая туда всех желающих. В толпе встречаю Рината Есеналиева, в прошлом бойца батальона Фомича, руководителя питерского отделения партии ЗА ПРАВДУ. Мы знакомы. Говорим о литературе, Ринат рассказывает, как ездил в Карабах во время последнего обострения армяно-азербайджанского конфликта.

Примерно через полчаса люди в ярких шарфах начинают постепенно расходиться к метро. Я тоже ухожу. На лавочке в парке сидит человек с зелено-фиолетовой ленточкой, приколотой к куртке. Он с явным удовольствием ест пряник, предназначавшийся для «Нехты».

Не пригодилось.