Почему происходят скачки цен на продукты питания – мнение аналитика

Действия по регулированию цен на продукты питания, в частности, на зерно и макароны не относятся к мерам рыночного регулирования. Обычно рынок, если он действительно эффективный, регулирует себя сам, заявил корреспонденту ИА REGNUM аналитик ГК «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко

«Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что существенные скачки цен на продукты первой необходимости случаются едва ли не во всех странах. В разной мере, с различной периодичностью, но бывают.

Почему вообще происходят скачки цен? Ведь Россия, к примеру, является нетто-экспортером сахара, производя ежегодно порядка 6,4−6,5 млн т этого продукта, а потребляя всего порядка 5,95−6,0 млн т (еще около 300 тыс. т уходит на экспорт, остальное «оседает» в переходящих остатках).

Зерна в 2020 году в России собрали почти 133 млн т (больше было только в 2017 году, когда урожай составил 135,5 млн т, и сельхозпроизводители чуть не взвыли, не зная, куда девать избытки — на экспорт так много продать не удается, а наши возможности по хранению ограничены. Из-за чего немалая часть урожая так и погибла).

Совокупно зерновых и зернобобовых в первоначально оприходованном весе в прошлом году собрали 138,1 млн т. Да, из-за перепроизводства сахара в предыдущие годы и падения на него цен фактически до уровня себестоимости пришлось закрыть (на время или окончательно) ряд сахароперерабатывающих заводов.

А сельхозпроизводители существенно сократили посевные площади (к слову, цикличность увеличения/уменьшения посевных площадей — явление обычное, вызванное как раз колебанием цен, которое, в свою очередь, провоцируется самим изменением объема посевных площадей. И наблюдается это явление почти во всех сельхозкультурах).

В итоге же в 2020 году из-за малого количества посевных площадей и погодных условий урожай сахара составил всего 5 млн т. Но по состоянию на 1 октября 2020 года Россия имела 1,3 млн т переходящих с прошлого года остатков.

То есть обеспечивала себя и тот объем экспорта, который наблюдался в былые годы. Тем не менее, рост мировых цен на сахар спровоцировал увеличение поставок этого продукта за рубеж, что для производителей было экономически выгодно.

Аналогичная ситуация сложилась и с иными продуктами, на которые наблюдался рост мировых цен и как следствие — увеличение объемов экспорта и рост розничных цен в России. По сахару и подсолнечному маслу пришлось вмешиваться правительству, зафиксировавшему цены на уровне не выше 95 руб. за кг и 110 руб. за л соответственно.

Но уже тогда Михаил Мишустин сказал, что мера эта совершенно нерыночная и долго применяться не будет — только для того, чтобы в какой-то момент остудить рынок. Тем не менее, хотя меры и носят временный характер, в отдельных регионах успел возникнуть дефицит сахара.

Почему? Еще в советские времена, когда в стране было плановое хозяйство, было подсчитано, что для возникновения дефицита по какому-то из товаров достаточно, чтобы его нехватка составляла всего 5%.

После чего начинается лавина повышенного спроса — люди покупают с запасом даже то, что им в таком количестве не нужно. Просто опасаясь, что потом они этого продукта на полках магазинов вообще не найдут. В итоге в продаже товара нет, а дома все шкафы забиты запасами «на черный день».

Психология сейчас не сильно изменилась, что и привело к частичному дефициту сахара «на местах». Что будет, если введутся фиксированные цены на зерно (которого, как было отмечено выше, у нас огромное количество) и макаронные изделия?

Опасаюсь, что, если мера хоть немного затянется, а не будет носить очень кратковременного характера для приведения рынка в порядок, мы может столкнуться с дефицитом соответствующей продукции. Хотелось бы надеться, что уроки прошлого позволили сделать правильные выводы, и негативных последствий все же не последует», — высказал свое мнение.

Как сообщало ИА REGNUM, при дальнейшем росте цен на зерно и макаронные изделия Минсельхоз РФ готов установить предельные цены на данные продукты питания.

Читайте также: В России могут ограничить цены на зерно и макароны