Государственные банки России теряют власть

В нынешнем году в банковском секторе РФ может произойти революционное событие — Банк России и компании с госучастием будут ограничены в праве на приобретение акций или долей в финорганизациях.

Государственные банки России теряют власть
© Русская Планета

О разработке соответствующего законопроекта под авторством Минэкономразвития РФ ранее сообщил РБК.

Запрет не распространяется на распоряжения правительства и президента, на рыночные сделки, инвестиции на пенсионных накоплений, пенсионных и страховых резервов. Кроме того, Центробанк сможет входить в капитал финучреждений для санации, но срок владения активом не должен превышать пять лет с момента приобретения.

С точки зрения Минэкономразвития необходимость введения ограничений на приобретение акций и долей в финансовом секторе вызвана излишнее высокой долей государства в банковском сфере. Эта тенденция обозначилась ещё в 2008 году, когда потребовалась санация нескольких банков. С 2013 года доля государства выросла на 20%, перевалив за рубеж в 70 процентных пунктов.

Судя по всему, речь идёт о наиболее крупных банках, которые входят в число системно значимых кредитных организаций (СЗКО). На их долю приходится 74% всего финсектора. Это 12 компаний, включая ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк, которые в той или иной форме подконтрольны государству

Предложенный Минэкономразвития законопроект представляется разумным способом запуска механизма сокращения доли участия государства в банковской сфере и всей экономической системе страны.

Дело в том, что отечественные госбанки превратились в значимых инвесторов в российскую экономику, особенно на фоне слабого притока иностранных капиталовложений после 2014 года.

Государственные финучреждения владеют достаточно влиятельными игроками в сферах телекоммуникаций, IT-секторе, сельском хозяйстве, в добывающей и обрабатывающей промышленности, оборонно-промышленном комплексе, ритейле. Они скупают коммерческую недвижимость и инфраструктурные объекты, вкладываются в индустрию развлечений.

Более того, СЗКО чрезвычайно активны на рынке облигаций федерального займа (ОФЗ), которые стали чаще выпускаться Минфином на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса.

Так, в ноябре 2020 года данные организации выкупили 80% размещённых бумаг на сумму в 0,8 трлн рублей. В целом участие этих банков в выпусках ОФЗ осенью прошлого года составило более 2,6 трлн рублей из общего объёма в 3,1 трлн рублей

В Минфине не очень довольны такой ситуацией. В конце ноября в интервью агентству Reuters замминистра ведомства Алексей Моисеев сообщил, что Минфин настораживает падающий интерес к ОФЗ со стороны зарубежных организаций. Государственные банки фактически превратились в монопольных покупателей госбумаг.

Получается своеобразный круговорот государственных денег в российском финансовом секторе: государство размещает ценные бумаги, которые потом покупают государственные банки. Таким образом ВТБ и Сбербанк становятся крупными кредиторами нашего государства, которому они де-факто и принадлежат. Абсурд?

На самом деле приобретение ОФЗ ВТБ и Сбербанком поддерживает рынок государственных облигаций, не давая ему обвалиться из-за отсутствия интереса со стороны частных и зарубежных игроков.

Вполне возможно, что в 2021 году ситуация для России всё же улучшится и доля покупок ОФЗ госбанками резко сократится. Но что будет, если иностранцы и частники продолжат игнорировать выпуск облигаций Минфина РФ?

Госбанки не могут в перманентном режиме скупать ОФЗ, прокручивая фактически деньги налогоплательщиков от одной конторы другой. Итоговый экономический эффект от того, что государство, по сути, само у себя приобретает долговые бумаги, будет минимальным, если не отрицательным.

Как полагает большинство экспертов, в принципе у руководства России присутствует понимание ненормальности доминирующей роли госбанков в экономической системе страны. Дальнейшее увеличение их влияния — совершенно тупиковый процесс, который поставит РФ на грань реальной международной изоляции

По этой причине подготовленный Минэкономразвития законопроект по ограничению покупок в финсекторе можно рассматривать как один из этапов на пути урезания аппетитов ведущих представителей СЗКО. Вступление в силу этого документа подстегнёт конкуренцию на рынке кредитования и в целом немного оздоровит нашу финансовую систему.

Вполне возможно, что в будущем правительство введёт для госбанков ограничения на приобретение тех же ОФЗ и промышленных активов.

Пока в ближайших планах ЦБ и руководства РФ — частичная приватизация госбанков. Так, до 2022 года государство намерено сократить свою долю в ВТБ с 61 до 50% плюс одна акция.

«Конкуренция — неотъемлемый элемент развития любой части рыночной экономики, в том числе финансового рынка. Мы выступаем последовательно за снижение доли государственной собственности на финансовом рынке», — сказал в декабре на заседании в Совете Федерации первый зампред Центробанка Сергей Швецов

Правда, руководство госбанков скептично оценивает возможный результат от приватизации. Например, в ноябре руководитель управления по работе с инвесторами Леонид Вакеев заявил, что в условиях санкций не время для распродажи государственной доли.

«Объективно смотря на это, мы понимаем, что в нынешних условиях, в условиях санкций, в условиях сложного рынка всё-таки, наверное, маловероятно, что в ближайшее время мы такую приватизацию увидим. Но… это вопрос, решение по которому принимать должно правительство, поэтому если такое решение будет принято, то мы со своей стороны, конечно, максимально всё сделаем для того, чтобы это было успешным», — отметил Вакеев

На первый взгляд топ-менеджер ВТБ прав — 10% акций одного из крупнейших финучреждений Европы могут пойти с молотка из-за кризиса, в котором пребывает Россия и весь остальной мир. Однако санкционный режим, на который ссылается Вакеев, будет долго, возможно, очень долго.

Частичную приватизацию ВТБ гораздо уместнее привязать к более благоприятной конъектуре. Техническое уменьшение доли государства в госбанке вопреки объективным обстоятельствам — тоже плохая идея. На этом пути кабмину важно действовать с осознанием возросшей зависимости российской экономики от состояния госбанков.

«Системно значимые кредитные организации (СЗКО) в значительной степени определяют динамику всего банковского сектора, а потенциальная потеря финансовой устойчивости СЗКО сопряжена со значительными системными рисками», — отмечается в материалах Центробанка

Противоречивая ситуация с госбанками в очередной раз демонстрирует, насколько тяжело функционирует российская экономика в условиях санкций. Конечно, как заявлял бывший президент США Барак Обама, она не была «разорвана в клочья», но ограничительные меры Запада превратили её в более замкнутую систему.

Фактически единственный способ обеспечения поступательного развития финсектора и экономики РФ в целом заключается в поддержке частной деловой активности и улучшении качества внутренней конкуренции. Для этого необходимо сокращать роль государства, не подходя к этому процессу механически.