3 новых важных тренда в венчурной индустрии

Традиционно в венчурной индустрии происходит множество событий, а самое маленькое и, казалось бы, незначительное движение может в итоге привести к колоссальному сдвигу в мировой экономике. Компания Fort Ross Ventures управляет двумя международными венчурными фондами общим объемом $345 млн, мы инвестируем в проекты на стадии раннего роста в области финансовых технологий, искусственного интеллекта и кибербезопасности, B2B SaaS-решения, маркетплейсы, облачные сервисы. Расскажу о трех наиболее заметных трендах, с которыми лично столкнулся и наблюдаю сейчас в этих отраслях, все они так или иначе касаются финансовых инноваций. Тренд № 1. Банковские сервисы перетекут в нефинансовый сектор Тренд № 2. Выход на биржу через SPAC Тренд № 3. В стартапы смогут вложиться простые американцы Ящик Пандоры и инновации Фото: depositphotos.com Тренд № 1. Банковские сервисы перетекут в нефинансовый сектор Я давно наблюдаю этот тренд: нефинансовые организации пробуют предоставлять финансовые сервисы своим клиентам. Это помогает увеличить лояльность и активность последних, на этом можно заработать. Мне очевиден тренд, я верю, что со временем многие банковские сервисы перетекут в нефинансовый сектор, а выиграют игроки, которые такие услуги, особенно инфраструктурные, смогут предложить. Пионером здесь стала компания Amazon, которую уже много лет именуют «убийцей банков» в США. Вот лишь несколько сервисов, которые она уже предлагает клиентам. Amazon Pay: электронный кошелек для покупателей и одновременно платежная инфраструктура для продавцов — как онлайн, так и офлайн. Активно используется и покупателями, и продавцами — в 2017 году было аж 300 млн пользователей. Кстати, недавно они запартнерились с одним из крупнейших эквайринговых сервисов в США, World Pay. Вот тогда и начали говорить о начале конца банковской системы в США. Amazon Cash: позволяет внести денежные средства на свой счет в Amazon через сеть партнеров — таких как CVS или 7-eleven (крупные розничные сети в США). Для этого достаточно показать QR-код на телефоне. Это позволяет всем клиентам работать со своим электронным кошельком — в том числе тем, кто лишен доступа к банковским услугам в США полностью или частично. А таких ни много ни мало 55 миллионов человек. Понятно, что Amazon вполне может предоставлять таким людям не только платежные, но и другие банковские сервисы, например кредиты. Компания вовлекает в свою экосистему не только взрослых без доступа к банковским услугам, но и детей. Amazon Allowance — часть Amazon Cash, играющая роль дебетовой карты для детей с родительским контролем. Правда, Amazon закрыл продукт в июле 2020-го и, судя по всему, планирует выпустить полноценную дебетовую карту для детей взамен виртуальной (например, на базе стартапа Green Light Financial, в который они инвестируют с 2018 года). Кстати, стартап в 2020-м был оценен более чем в $1,2 млрд. Amazon Lending: кредитование продавцов на платформе Amazon, в основном на пополнение оборотных средств. Для этого компания запартнерилась с Bank of America, Goldman Sachs и ING. Они выдают кредитные линии от $1 тыс. до $1 млн малому и микробизнесу — продавцам на платформе. Потом к этому добавились корпоративные кредитные карты. Данных мало, известно лишь, что с 2011-го до 2018-го они выдали $5 млрд кредитов и что Amazon активно развивает направление. Amazon, кстати, знает про своих активных продавцов куда больше, чем те же банки, так что может точнее оценить их кредитоспособность. Многие из продуктов предоставляются в партнерстве с финансовыми компаниями — банками, платежными системами и финтех-стартапами. При этом из большой пятерки FAMGA (Facebook, Amazon, Microsoft, Google, Apple) Amazon является наиболее закрытой финансовой экосистемой, то есть пытается больше продуктов сделать самостоятельно: через внутреннюю разработку либо покупку проектов. Остальные же в большей степени делают ставку на партнерство — например, Apple с ее кредитной картой. При этом понятно, что такого рода услуги интересно предоставлять не только гигантам, но и другим игрокам на рынках электронной коммерции и розницы, а уж им-то еще сложнее все сделать внутри — они ищут партнеров в области финтеха. Но не стоит забывать, что за всем многообразием финансовых продуктов стоит одна очень важная вещь — финансовая инфраструктура, на которую «нанизываются» сервисы. Сейчас набирает популярность именно такой инфраструктурный бизнес — дать нефинансовым организациям возможность предоставлять финансовые услуги и зарабатывать на этом без необходимости получать банковскую лицензию и разрабатывать полный банковский технологический стек. Посмотрите на такие компании, как Cross River, Galileo или Deserve в США, и Bankable, Railsbank или Solaris Bank в Европе. Они как раз этим и занимаются. Тренд № 2. Выход на биржу через SPAC Так называемые специализированные компании для слияний и поглощений (Special Purpose Acquisition Companies, или SPAC) — пустые оболочки с деньгами инвесторов, заранее выведенные на биржу (то есть прошедшие формальный процесс IPO). Они создаются с целью найти подходящую компанию, объединиться с ней и тем самым сразу сделать компанию-цель публичной. В среднем у SPAC есть 2 года для поиска цели, после чего она расформировывается, а деньги возвращаются инвесторам. Механизм не нов, но в последнее время стал особенно востребованным. В 2019 году было создано SPAC на $14 млрд. А вот в 2020 году новые компании SPAC подняли аж $73 млрд. Статус всех SPAC, созданных начиная с конца 2018 года, следующий — всего привлечено $88 млрд в 272 компаний SPAC, из них: 1 не дождалась цели и вернула средства инвесторам; 31 успешно нашла свою цель и закрылась; 47 объявили о начале процесса объединения. А вот 193 на общую сумму в $63 млрд все еще ищут свои цели — на это у них есть 1–2 года. Важно понимать, что, например, в США в 2019 году было сделано IPO на $65 млрд, из которых технологические стартапы получили менее половины… Получается, на рынке США в 2021 году предложений от SPAC будет как минимум на два полных года публичных размещений технологических компаний. Тренд будет оказывать очень сильное давление на рынок IPO. Это хорошо для стартапов, которым будет гораздо проще и дешевле выйти на биржу и плохо для инвестиционных банков, которые потеряют сверхдоходы с IPO. Но у медали есть темная сторона. Когда компания выходит на биржу через SPAC, получается, что ее акции сразу могут покупать неквалифицированные инвесторы, которых проще вовлечь активным маркетингом и ввести в заблуждение. Примеры такого «творческого» подхода уже есть — компания Nicola, которая разрабатывает электрические грузовики. Они триумфально вышли на биржу через SPAC, сразу же достигнув оценки в $24 млрд без какой-либо выручки и даже без готового продукта. Сейчас компанию один за другим сотрясают скандалы и обвинения во введении инвесторов в заблуждение. Контракты отменяются один за другим. Такое не могло бы случиться при полноценном IPO, когда деньгами рискуют крупные институциональные инвесторы — и, конечно, проводят полную прединвестиционную проверку. Так или иначе, тенденция полностью поддерживается следующей инновацией американского регулятора, а именно: разрешением неквалифицированным инвесторам участвовать в капитале частных компаний. Тренд № 3. В стартапы смогут вложиться простые американцы Rule 251(d)(2)(i)© of Regulation A — поправка, подписанная Бараком Обамой еще в 2012 году (и одобренная регулятором в 2015 году). Теперь неквалифицированные инвесторы (читай — обычные американцы) могут инвестировать в акции непубличных компаний (читай — стартапов) до 10% своего годового дохода. Основная идея в том, что сегодня стартапы все дольше остаются частными — в них инвестируют венчурные фонды, хедж-фонды и крупные институциональные инвесторы, часто неамериканские. А вот простые американцы лишены возможности заработать на американских больших компаниях до тех пор, пока те не станут публичным. Дескать, это несправедливо. Опять же, тут есть одно «но»: регулятор не зря запрещает такого рода инвестиции. Как и в случае со SPAC, обывателя проще обмануть и ввести в заблуждение. Вспомните хотя бы недавний бум с ICO — когда миллиарды долларов инвестировали в стартапы на уровне идеи, из которых 99% в итоге ни копейки не вернули своим инвесторам, а значительная часть была откровенным мошенничеством. Так или иначе, этот тренд уже активно эксплуатируется американскими стартапами в области краудинвестинга — когда люди скидываются на инвестиции в капитал частных стартапов либо другие альтернативные виды акционерного капитала (в отличие, скажем, от краудфандинга на том же Kickstarter, где вы в итоге получаете продукт, а не долю в компании). Такие стартапы говорят, что они строят Robinhood для частных инвестиций или NASDAQ для вторичного рынка акций. В случае если тренд продолжится, я уверен, мы очень скоро увидим здесь единорогов. Но это — инновации на регуляторных изменениях. Они сильно зависят от воли регулятора: в случае появления проблем изменения могут «откатить», заодно обнулив стоимость всех грядущих единорогов. Как обычно у венчурных инвесторов — большая доходность, но и большой риск. Ящик Пандоры и инновации Нужно помнить, что любая инновация одной рукой созидает, а другой — разрушает. Более того, иногда инноваторы открывают ящик Пандоры, и это может привести к непредсказуемым, иногда — негативным последствиям. А потом все может переродиться во что-то другое. Такова природа нового. В том числе поэтому корпорации часто не хотят идти по пути инноваций. Но игнорирование этого процесса бывает не менее, а даже более разрушительно. Желание нефинансовых организаций предоставлять банковские сервисы разрушительно для банков и хорошо для потребителей — они будут получать более дешевые сервисы. Но это в итоге может привести к краху банковской системы — сложно предсказать последствия. Желание частных компаний дешевле и проще получать доступ к публичным рынкам, а простых людей — инвестировать в стартапы — разрушительно для банковских посредников и хорошо для самих компаний и простых инвесторов. Но при отсутствии должного регулирования это может привести к лавине исков со стороны «обманутых инвесторов», падению их доходов, снижению уровня жизни. Все же игнорирование трендов любым из участников рынка еще более разрушительно для них самих, чем самые страшные последствия этих изменений. Поэтому наиболее «продвинутые» корпорации во всем мире все более и более активно смотрят в этом направлении, создают инновационные департаменты, партнерятся с венчурными фондами — и это также начинает происходить в России, чему мы, конечно, очень рады. Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

3 новых важных тренда в венчурной индустрии
© Инвест-Форсайт