Литва доигралась: Лукашенко разоряет порт в Клайпеде

Возможность переориентации белорусского транзита на порты Ленинградской области еще с августа активно обсуждается в СМИ. До недавнего времени любые публикации на эту тему приходилось сопровождать напоминанием о том, что Москва и Минск пока не выработали никаких конкретных договоренностей. Но теперь, похоже, наступил поворотный момент. Подготовлено соглашение о сотрудничестве в сфере перевалки нефтепродуктов белорусского происхождения через морские порты РФ – его осталось только подписать.

Литва доигралась: Лукашенко разоряет порт в Клайпеде
© Свободная пресса

26 января премьер-министр Беларуси Роман Головченко встретился со своим российским коллегой Михаилом Мишустиным и анонсировал подписание договора: «Обсуждали вопросы транспортировки белорусских грузов, в частности нефтепродуктов, через порты России. Эта задача была поставлена президентом в связи с известными подходами стран Балтии в отношении Беларуси и занятой ими недружественной позицией. Поэтому мы эту задачу реализуем и в ближайшее время планируем подписать соответствующее межправительственное соглашение, которое обеспечит для наших трейдеров, грузоотправителей экономические условия как минимум не хуже, чем мы имели в прибалтийских портах».

На следующий день распоряжение о подписании этого документа опубликовал официальный интернет-портал правовой информации России. Мишустин поручил Минтрансу провести дополнительные переговоры с белорусской стороной и в случае необходимости внести в текст проекта изменения, не имеющие принципиального характера.

То есть главная цель останется неизменной – до конца 2023 года через порты Российской Федерации должно пройти примерно 9,8 миллиона тонн белорусских нефтепродуктов. Речь идет о бензине, мазуте, масле и газойле. Дизельное топливо среди номенклатуры продукции не упоминается. Вероятно, его Беларусь продолжит экспортировать через Клайпеду. Пока продолжит.

«Коммерсант» со ссылкой на свои источники сообщает, что перевалку продукции белорусских НПЗ в Усть-Луге будет осуществлять главным образом терминал «Портэнерго», оператором которого является СИБУР. Но конкретные объемы между участниками проекта еще не распределены – этот вопрос будет решаться отдельно. А все остальное отражено в соглашении, которое в ближайшее время должно быть подписано Минтрансом России от имени правительства.

Важнейшая информация содержится в Приложении №1. Здесь перечислены номенклатура продуктов, маршруты перевозки, объемы, ставки перевалки, железнодорожные тарифы. Суммарный тариф через Российскую Федерацию колеблется от 27,2 (для масла) до 35 (для газойля) долларов за тонну. То есть Москва и Минск заключили соглашение на сотни миллионов долларов.

Российская сторона, конечно, хотела большего.

Министр энергетики РФ Александр Новак в сентябре прошлого года говорил, что порты Ленобласти рассчитывают заполучить 4-6 миллионов тонн белорусских нефтепродуктов. По факту получается меньше: примерно 3,3 миллиона тонн в год.

Но, во-первых, ничего н мешает сторонам перевыполнить трехлетний план, если условия сотрудничества окажутся взаимовыгодными.

Во-вторых, заявленные объемы все равно велики.

По данным литовского оператора нефтяных терминалов Klaipedos nafta, в последние годы через Литву шло примерно 5-6 миллионов тонн белорусских нефтепродуктов –25% от общего объема погрузок компании. В 2020-м эти объемы резко сократились, но Литва могла рассчитывать, что по окончании эпидемии коронавируса и восстановления мировой экономики Klaipedos nafta выйдет на прежний уровень.

Кроме того, с Клайпедским портом Беларусь связывала планы по увеличению экспорта нефтепродуктов. Это не скрывалось даже в разгар кампании против БелАЭС, которую вела Литва.

Оно и понятно: с логистической точки зрения Клайпеда предлагает белорусским грузоотправителям самые выгодные условия. Литовские власти постоянно акцентировали на этом внимание: дескать, Лукашенко от нас никуда не денется. Он-то деньги считать умеет! Сядет, посчитает и поймет, что перенаправлять грузы в сторону Усть-Луги ему невыгодно.

Наверное, в декабре прошлого года Литва уже перестала всерьез рассматривать эту угрозу. Переговоры между Россией и Беларусью шли еще с лета, но результатов не было. Затем для прибалтийской республики прозвучал тревожный звоночек: «Белорусская нефтяная компания» без объяснения причин приостановила экспорт нефтепродуктов через Клайпедский порт. «Мы понимаем, что решения клиентов, скорее всего, продиктованы не экономической, а политической логикой, которую мы не можем контролировать», - заявлял коммерческий директор Klaipėdos Nafta Миндаугас Навикас. Он же предположил, что продукция белорусских НПЗ в Литву больше вообще не вернется.

Апокалиптические прогнозы Навикаса не сбылись. Беларуси еще понадобится Клайпедский порт, но для Литвы это слабое утешение. «В 2021 году мы не ожидаем стабильного потока белорусских нефтепродуктов через терминалы Klaipedos nafta, а это неизбежно означает дальнейшее давление на результаты деятельности компании», – сообщил гендиректор Klaipedos nafta Дарюс Шиленскис.

В литовских СМИ эта тема не вызвала большого резонанса. Политики и журналисты демонстративно не обращают внимания на тот факт, что из Клайпеды уходят миллионы тонн белорусских нефтепродуктов. Сказать им просто нечего. Это же они убеждали рядовых литовцев, что о последствиях давления на режим Лукашенко можно не переживать. Но серьезнейший повод для беспокойства все-таки появился – на этот раз угрозы Лукашенко оказались не пустым звуком.

Можно, конечно, надеяться, что Минск не будет выполнять взятые на себя обязательства. Батька «остынет», в очередной раз поругается с Путиным и резко закончит свой транзитный эксперимент. Однако российские переговорщики наверняка просчитывали такой вариант развития событий. Поэтому условия договора оставляют белорусской стороне весьма ограниченное пространство для маневра.

Сначала Москва и Минск согласовывают планы на год. Не позднее, чем за 15 дней до начала очередного квартала, белорусские компании должны предоставить своим российским коллегам уточненные данные по перевалке нефтепродуктов. С разбивкой по месяцам и с небольшим допустимым отклонением от изначально запланированных объемов. За 15 дней до начала месяца процедура повторяется.

Получается эдакая многоуровневая система, которая должна гарантировать российским портам стабильный поток белорусских нефтепродуктов до конца 2023 года. А самое главное –контракты между конкретными хозяйствующими субъектами будут заключаться по принципу «бери или плати» («take or pay»). Даже если грузы из Беларуси по каким-то причинам не придут в Усть-Лугу, заплатить за них придется в полном объеме.

Процесс переориентации белорусского транзита можно было начать с коммерческих соглашений между отдельными компаниями. Но Путин и Лукашенко подошли к делу серьезнее – они выработали документ, который определяет условия сотрудничества на годы вперед.

Пока речь идет только о перевалке нефтепродуктов. Если вслед за ними уйдут белорусские удобрения, то Клайпедскому порту придется совсем туго. Хотя Литву это не пугает. Министр экономики Аушрине Армонайте обещала рассмотреть предложение Тихановской о введении санкций против «Беларуськалия»: «Сначала, когда были сфальсифицированы выборы в Беларуси и начались репрессии, я сказала, что, невзирая на краткосрочные собственные экономические интересы, следует помочь тем людям. И экономические санкции могут стать тем оружием, которое действует».

Кстати, осенью в Литве прошли выборы – до власти дорвались консерваторы, которые недолюбливают белорусских инвесторов. Когда в 2019 году совместное предприятие «Беларуськалия» и бизнесмена Игоря Удовицкого захотело расширить свой бизнес в Клайпедском порту, депутаты Габриэлюс Ландсбергис и Лауринас Кащюнас увидели в этом «угрозу национальной безопасности». Сейчас они определяют внешнюю и внутреннюю политику Литвы (Ландсбергис в новом правительстве занял пост министра иностранных дел). Для них белорусские инвесторы – враги. А врагам не место в Клайпедском порту.

Не исключено, что Литва сама создаст ситуацию, при которой «Беларуськалий» будет вынужден перенаправить свои грузы в сторону Ленинградской области. Экономика прибалтийской республики пострадает, но ничего страшного. Защита демократии «от Беларуси до Тайваня», как выразились сами литовские консерваторы, требует жертв.