Новый железнодорожный маршрут поможет РФ в завоевании рынка Китая

Мостовой переход по реке Амур станет подспорьем для развития российско-китайской торговли, заметил ФБА «Экономика сегодня» директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов.

Новый железнодорожный маршрут поможет РФ в завоевании рынка Китая
© ФБА "Экономика сегодня"

Первые вагоны пройдут в августе по железнодорожному мосту через Амур между селом Нижнеленинское в Еврейской автономной области (ЕАО) и городским уездом Тунцзян в китайской провинции Хэйлунцзян.

Губернатор ЕАО Ростислав Гольдштейн сообщил, что российской стороне необходимо достроить технологическую линию, чтобы в августе прошли пробные вагоны, а полностью инфраструктура будет готова в 2022 году.

Главная ценность проекта, по словам Гольдштейна, заключается в создании промышленных парков в предмостовой территории. Инфраструктура мостового перехода гарантирует перемещение 25 млн тонн грузов в обе стороны, а транспортное плечо сократится на 700 км.

Новый мост сыграет в плюс торговле РФ и Китая

Данный проект станет первым железнодорожным местом между РФ и Китаем, его длина составляет 2209 метров, 309 из которых приходится на Россию. Поставлена задача досрочно построить мостовой переход в 2021 году.

Впервые о постройке моста публично заговорили в 2007 году, но контракт на строительство подписали только в 2013 году.

В России работы начались в июле 2016 году, в Китае несколько раньше, а стыковка произошла в 2018 году. Мостовой переход состоит из двух частей – российской и китайской, которые являются отдельными инфраструктурными объектами.

Мост создаст новый транспортный коридор между РФ и Китаем, который существенно повысит конкурентоспособность российских экспортеров. Мы планируем поставлять в Китай железо, уголь, минеральные удобрения и лесную продукцию.

«Мост задумывался еще в ту пору, когда китайские приграничные области больше экспортировали в Россию, чем импортировали из нее. Было много технических вопросов по мостовому переходу, из-за чего его строительство постоянно откладывалось, хотя грузы летом перевозились на катерах через Амур, а в зимний период по льду на автобусах», - заключает Маслов.

На границе были постоянные заторы, а бизнес и торгово-экономическое сообщение между РФ и Китаем не могли легально развиваться. Из-за ненормальности ситуации стороны согласовали строительство данного моста.

«По сравнению с тем периодом, когда планировался мост, значительно изменилась структура торговли России и Китая. Китайская сторона начала закупать у нас продукцию несырьевого экспорта. Прежде всего это продукты питания и изделия деревообрабатывающей промышленности, так что мост не будет работать только в пользу Китая», - констатирует Маслов.

Раньше российско-китайская торговля была небольшой и частной: люди часто физически перевозили на себе грузы. Теперь данным вопросом занимаются компании, а в Хайхэ (китайском городе напротив Благовещенска) построены логистические терминалы.

«Разговор идет о сборных грузах из РФ и Китая, поэтому это уже не простые частники. Теперь существующую инфраструктуру поставок закрепят мостовым переходом», - резюмирует Маслов.

Однако непонятно: как сильно и в каком объеме будет расти приграничная торговля РФ и Китая.

«Многие китайцы, которые жили на северо-востоке страны, т. е. вблизи российской границы, сегодня покинули этот регион и переехали в центр Китая. Данный процесс происходит по экономическим причинам, так что формально число потенциальных потребителей отечественной продукции в Китае упало, а рассчитать емкость рынка непросто», - заключает Маслов.

Тем не менее данный мост очень важен, и если он будет построен, то развитие транспортных проектов продолжится.

России нужно повышать торговый оборот с Китаем

Товарооборот между РФ и Китаем упал в 2020 году на 2,9% по сравнению с 2019 годом и составил 107,76 млрд рублей.

Ситуация выправится, потому что это эффект «коронакризиса» и падения цен на энергоносители. Вопрос заключается в будущем торгово-экономических отношений РФ и Китая, а также в доле китайцев в российской внешней торговле.

В 2013 году товарооборот РФ и Китая составил 89,21 млрд долларов. Рост есть, но не самый существенный, а еще в тот год российская торговля с ЕС достигла 417 млрд долларов, а в 2019 году только 277 млрд долларов. Данные в 2020 году будут еще ниже из-за локдауна, на все это вторично: факт в том, что Китай не стал для России заменой европейского рынка.

Для того, чтобы компенсировать европейские потери за счет Китая, необходимо довести торговый оборот до 200 млрд долларов, иначе российская внешняя торговля останется под давлением санкционных ограничений 2014 года.

«Технически мы можем достигнуть таких результатов, но ответ находится не в России, а в Китае. Сегодня существует целый ряд затруднений с поставками российских грузов в Китай. Это ограничительные меры по агропромышленному комплексу», - констатирует Маслов.

Еще нужно повышать экспортную грамотность российского населения. На этим вопросом активно работают Российский экспортный центр (РЭС) и Министерство промышленности и торговли РФ.

«С российской стороны мы можем нарастить экспорт, а так 107 млрд долларов являются очень хорошей цифрой. У других стран падение торговли с Китаем составило гораздо большие объемы, чем у России», - резюмирует Маслов.