Fix Price намерен привлечь 1 млрд долларов на IPO в Лондоне

Российский дискаунтер Fix Price объявил о планах подать заявку на первичное размещение на Лондонской бирже и вторичное — в Москве. Как говорят источники Financial Times, IPO может состояться в марте. Сеть планирует привлечь минимум 1 млрд долларов, а оценить ретейлера могут в 6 млрд долларов. В таком случае IPO Fix Price станет крупнейшим в Лондоне с 2017 года. Тогда свои бумаги размещала энерго-металлургическая En+.

Fix Price намерен привлечь 1 млрд долларов на IPO в Лондоне
© BFM.RU

Fix Price сегодня — это более 4 тысяч точек в России и странах СНГ. По итогам прошлого года выручка компании составила 190 млрд рублей, а чистая прибыль — 17,5 млрд. Откуда при этих показателях ожидания оценки в 6 млрд долларов? Эксперты, опрошенные Business FM, оценивают эти прогнозы очень осторожно. Но инвестор всегда покупает не конкретный бизнес в его нынешнем виде, а идею. И идея Fix Price собеседникам радиостанции нравится.

Fix Price — это дискаунтер, где цены порой в два раза ниже. Ассортимент там не так велик, как, скажем, в «Пятерочке», но в Fix Price узкий выбор в каждой конкретной категории, но широкий в целом. Бытовая химия, продукты (немного), аксессуары для авто, канцтовары, косметика, одежда, дешевые детские игрушки и всякая мелочь для праздников — колпаки, свечи, бенгальские огни. Детские аниматоры в Fix Price буквально прописались. И все это сеть закупает напрямую в Китае. Как выразился один из собеседников Business FM, Fix Price — это такой филиал AliExpress в соседнем доме. Есть и другие составляющие успеха, отмечает старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов:

Марат Ибрагимов старший аналитик Газпромбанка«Это собственный импорт. И второй момент — это когда ты сконцентрирован как дискаунтер на узком ассортименте, то ты в каждой позиции для поставщика самый желанный клиент, самый желанный ретейлер. Ты растешь быстрее, и у тебя объемы большие, то есть ты можешь добиваться условий на уровне лидера рынков или даже лучше».

Плюс Fix Price — это большое количество спонтанных покупок. И подобная модель работает не только у нас. В США есть сеть Dollar Tree, продающая все товары за 1 доллар. Fix Price в России тоже начинал так. Оттуда и название. Магазин «все по 32», потом по 35, потом еще немного дороже. В итоге от концепции единой цены Fix Price отказался. Однако, если вернуться к цифрам (выручка — 190 млрд, чистая прибыль 17,57 млрд рублей), важно добавить, что оба показателя за прошлый год выросли более чем на треть.

А в будущем, согласно документам, которые Fix Price подготовил к IPO, компания собирается открывать по 800 магазинов в год в России и в других странах присутствия. Впрочем, инвесторов еще нужно будет убедить в том, что эти планы реализуемы. А что касается ожиданий по оценке компании в 6 млрд долларов — с одной стороны, это звучит удивительно, с другой — на рынке происходит много чего удивительного, говорит генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков:

Иван Федяков генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine «На текущий момент мы имеем капитализацию Ozon выше, чем капитализацию Х5 Retail Group. Это удивительно на самом деле, но это факт. У Ozon при текущей цене акции это 11 млрд долларов, у Х5 Retail Group при текущей цене — это 10 млрд долларов, но при этом это абсолютно разные бизнес-модели, работающие в принципе на одном рынке — потребительском. У одной компании огромные активы, десятки тысяч магазинов, прибыльность бизнеса на протяжении последних десяти лет, а у другой компании (Ozon) на протяжении тех же самых десяти лет одни убытки, очень неустойчивая модель бизнеса. Очень конкурентная среда, но, как ни странно, в первом случае оценена компания дешевле, чем во втором случае».

В Fix Price сообщили, что «значительную долю» в капитале компании сохранят ее основатели Сергей Ломакин и Артем Хачатрян. Они владеют 80% акций, еще 9% у «Марафон Групп», остальное — у «дочки» Goldman Sachs и топ-менеджеров. По данным «Коммерсанта», инвесторам будет предложено от 10% до 25% сети.

Возвращаясь к модели Fix Price, очень жаль, что компания отказалась от концепции «все товары по одной цене» с постепенным ее увеличением. Какой удобный был бы инструмент измерения уровня реальной инфляции. Вся аналитика прямо на полке.