Разрыв контрактов с «Роснефтью» напомнил Варшаве о советских корнях польских НПЗ

Польским НПЗ подходит только российская марка нефти Urals или ее аналоги, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Разрыв контрактов с «Роснефтью» напомнил Варшаве о советских корнях польских НПЗ
© ФБА "Экономика сегодня"

Польша осталась без российской нефти

Издание Mysl Polska сообщило о перекрытии «Роснефтью» поставок двум польским нефтяным компаниям. С начала 2021 года нефть перестала получать компания «Лотус», а с февраля такой же политике была подвергнута компания «Орлен».

Однако в Польше не спешат радоваться произошедшей диверсификации поставок, потому что это было решение Москвы, а не Варшавы.

В 2016 году компания «Орлен» продлила контракт с «Роснефтью» на поставку 18-25 млн тонн нефти. В Польше данное решение приняли неоднозначно: оголтелые «патриоты» запустили вбросы об огромных уступках, на которые поляки пошли ради «Роснефти».

В реальности данное сотрудничество полностью соответствовало польским интересам. С 1965 года Польша импортировала сырье по нефтепроводу «Дружба» и обеспечивала потребности внутреннего рынка, получив преимущества над конкурентами.

Польша, во-первых, была страной-транзитером, во-вторых, закупала сырье с демпингом по сравнению с мировым рынком, а в-третьих, ее НПЗ заточены под российскую нефть, не говоря про территориальную близость к РФ и небольшое логистическое плечо поставок.

Нормальным рыночным отношениям Москвы и Варшавы помешала борьба польских политиков с энергозависимостью от России. Если в 2006 году российская марка Urals составляла 95,5% польского потребления нефти, то в 2019 году объем сократился до 66,6%.

Очевидно, что в 2021 году данный показатель упадет благодаря данным решениям «Роснефти» еще ниже.

Российское сырье в Польше заменяют саудовским, которое обходится гораздо дороже, причем Варшава его выбрала из-за того, что Эр-Рияд является союзником Вашингтона, а американцы воспринимаются поляками внешнеполитическим партнером номер один.

В Польше данная ситуация не афишируется, потому что, во-первых, ничего кроме убытков польской экономике она не несет, а во-вторых, процесс была инициирован «Роснефтью», потребовавшей больших платежей за доставку нефти в пункт приемки «Адамово».

В результате компания «Орлен» снизит закупки в РФ как минимум на 40%, а недостаток нефти будет с наценкой закупать на мировом рынке. Это логичный результат линии партии «Право и справедливость» по России и российской энергетике.

Польше необходима российская нефть

«В апреле 2020 информационное агентство Reuters опубликовало материал, в котором утверждало, что Европа начала отказываться от российской нефти. В качестве примера этого было приведено сообщение, что не было отгружено ни одного танкера с российской нефтью в польские порты – данный способ доставки сырья в Польшу мы также используем», - констатирует Фролов.

Проблемой заявления Reuters было то, что основную массу российской нефти польские потребители получили трубопроводным путем. Для этого предприятием «Ленгазспецстрой» была построена крупнейшая в мире система нефтепроводов «Дружба».

«Весной прошлого года в мире произошло рекордное падение спроса на нефть, поэтому неудивительно, что у поляков не было тогда потребности завозить российскую нефть танкерным путем», - резюмирует Фролов.

Про это обстоятельство в Reuters забыли: оно выбивалось из общей идеологической системы по России. Тогда же западные СМИ рапортовали, что в ЕС доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в электрогенерации впервые превысила долю углеродов.

«У Польши есть нефтепровод, который является самым дешевым способом получения сырья, есть НПЗ, построенные еще при историческом материализме и адаптированные под российскую марку нефти Urals», - заключает Фролов.

В Варшаве сегодня называют эпоху Польской народной республики (ПНР) «черной дырой истории», но энергетическая инфраструктура, которой пользуется данная страна, была построена при тесном сотрудничестве с СССР. Про это поляки не вспоминают, потому что это мешает им строить преемственность исторического процесса к лимитрофному польскому государству межвоенных времен.

«Мысленно поляки продолжают период двадцатых-тридцатых годов, да и флаг им в руки, но нефтегазовая инфраструктура Польши была создана либо при Советском Союзе, либо при участии уже современной России», - констатирует Фролов.

Последним крупным российско-польским проектом по доставке газа в Германию является трубопровод «Ямал – Европа», строительство которого началось в 1994 году. Он был закончен в 1999 году, и с тех пор наши отношения только ухудшались.

Теперь поляки вместе с прибалтами пытаются построить изолированную от РФ энергосистему, но это бесперспективно: российские энергоресурсы остаются самими дешевыми на рынке, а сами эти государства зависят от импорта.

У этих стран «газовые» и «нефтяные грабли» в отношениях с Россией постоянно сменяют друг друга.

«Изначально польские НПЗ строились в расчете на то, что они будут получать нефть из СССР, и, главным образом, марки Urals. Из-за этого нефть, которую сегодня покупает польская сторона, должна быть либо марки Urals, либо соответствовать ей по характеристикам. Так что энергетическая борьба с Россией приводит только к негативным результатам для Польши», - резюмирует Фролов.