8 Марта дефицита цветов не будет

В преддверии Международного женского дня российские производители цветов получили из Совета Федерации надежду на решение их проблем, связанных как с высоким НДС на растения, так и со значительными энергозатратами на выращивание изящной продукции. Из-за этого отечественные цветы проигрывают западным в битве за покупателя.

8 Марта дефицита цветов не будет
© Парламентская газета

Спикер палаты регионов Валентина Матвиенко во время юбилейного 500-го заседания предложила Минфину решить эту проблему до конца марта: либо понизить НДС, либо повысить ввозные пошлины для иностранных конкурентов. Также предложено приравнять цветоводов к аграриям, запустив тем самым механизмы господдержки. Идею смягчить для цветочников налоговое бремя поддержал и Союз потребителей.

Дорогое удовольствие

В этом году, по данным экспертов, к 8 Марта в страну импортировали в полтора раза больше цветов, чем в прошлом. В теории это означает, что дефицита и роста цен на хрупкий товар быть не должно. Однако на практике часто выходит иначе. Валентина Матвиенко 3 марта обратила внимание на то, что «цены на цветы кусаются — и женщины, и мужчины не довольны».

Спикер Совфеда напомнила присутствовавшему на заседании замминистру финансов Алексею Сазанову, что вопрос о снижении стоимости цветов «завис»: «Год прошёл с того времени, как мы просили что-то сделать с высокими ценами на цветы. Но с января прошлого года отечественные производители цветов платят не 10 процентов, а 20 процентов НДС. В отличие от зарубежных поставщиков, которые работают в России на льготных условиях».

Сазанов ответил, что «готовится комплекс мер, и в этом году есть надежда исправить ситуацию». Ответ спикера не устроил: «Мы погрязли в дискуссиях. Если надо повысить таможенные пошлины — повышайте, если надо снижать НДС — понижайте! Мы ждем от Минфина результата».

«Сколько вам нужно времени для решения этой проблемы?», — спросила она у замминистра. «В конце апреля Минфин готов доложить свои предложения решения проблемы», — ответил Сазанов. «Так не пойдёт, — отрезала Матвиенко. — До конца марта «дорожная карта» должна быть — с мерами и сроками принятия. Надеемся, что Минфин нас не подведет».

Идею облегчить для цветочников налоговое бремя поддержал и председатель совета Союза потребителей Петр Шелищ. В интервью «Парламентской газете» он сказал, что для развития российского производства цветов необходимо создавать условия, а не применять ограничительные меры для ретейла, которые в условиях рыночной экономики контрпродуктивны.

Слишком большой НДС

В начале прошлого года в Совет Федерации обратилась Национальная ассоциация цветоводов, по прогнозам которой в ближайшие полтора-два года отечественные розы могут пропасть с рынка из-за увеличения налогов для производителей и снижения таможенных пошлин на импорт цветов. Цветоводы попросили снизить действующую с января 2019 года ставку НДС с 20 до 10 процентов, повысить ввозную пошлину до 15 процентов и включить цветоводов в программу льготного инвестиционного кредитования.

Валентина Матвиенко ту инициативу поддержала, попросив тогдашнего министра экономического развития Максима Орешкина помочь цветоводам, отметив при этом преимущество российских роз перед голландскими.

«У нас всего 17 процентов рынка — наша отечественная продукция цветоводства, в том числе розы. Голландские розы — они на самом деле не голландские, они продаются в Марокко, довозятся до Голландии, поливаются всякой ерундой, продаются на рынке, через день головки падают. Наши розы пахнут и стоят долго. Это серьезная отрасль, развивается, не губите её на корню, они сейчас уже практически загибаются, честно», — взывала к Орешкину Матвиенко.

В марте 2020 года спикер Совфеда поручила Комитету по аграрно-продовольственной политике и природопользованию подготовить обращение в Правительство с просьбой принять срочные меры по поддержке отечественного цветоводства в связи со сложившейся в отрасли сложной ситуацией. Задание выполнили.

Своим нужна поддержка

Кстати, европейские страны во время пандемии очень помогли своим цветоводам, и на фоне снижения российских ввозных пошлин это обеспечило прорыв на наш рынок цветов по демпинговым ценам. Глава аграрного комитета Алексей Майоров сам в этом убедился на Рижском рынке — одном из крупнейших в Москве центров продажи цветов. В основном там торговали импортом. «В том числе перед праздником 8 Марта, когда резко повышается спрос на цветочную продукцию», — отметил сенатор по итогам выездного мероприятия.

В интервью «Парламентской газете» Майоров отметил, что за год парламентарии провели большую работу, хотя добиться решения проблемы не получилось: «Пока мы не можем найти вместе с Правительством понимания следует ли уменьшать НДС, вернув налог к прежним 10 процентам. На мой взгляд, выходом из этой ситуации стало бы включение цветоводов в госпрограмму поддержки. То есть так же, как мы делаем для сельхозпродукции». К ней, кстати, цветы не относятся, так что, по мнению сенатора, надо исправить и это упущение.

«И другой путь — передать цветы в Минпромторг, который включит их в госпрограмму поддержки, — продолжил Майоров. — Потому что цветоводческая отрасль во время пандемии действительно пострадала. Кажется, что цветы — не продукт первой необходимости. Но, во-первых, люди вложили деньги в строительство теплиц. Во-вторых, они обеспечивают занятость и налоги, а кроме того, это еще и вопрос импортозамещения».

По словам сенатора, необходимый объем господдержки отечественным цветоводам совсем небольшой в масштабах страны — речь идет примерно о 200 миллионах рублях.

Парламентарий также напомнил, что сейчас в ЕАЭС ведутся переговоры о единых правилах ввоза цветов из-за рубежа. «Но это процесс длительный и займет не меньше года, а проблему нужно решать сейчас, а то потеряем целую отрасль», — подчеркнул Майоров.