ИПЕМ: ввод европейской системы трансграничного углеродного регулирования создает угрозу для 14–16% российского экспорта

Такую позицию озвучил заместитель генерального директора ИПЕМ Александр Григорьев на круглом столе «Актуальные вопросы государственного регулирования выбросов и поглощений парниковых газов: национальный и международный аспекты», состоявшемся 6 апреля в рамках работы Комитета Госдумы России по экологии и охране окружающей среды. В мероприятии приняли участия депутаты, представители Минэкономразвития, Минэнерго, Минприроды, Минтранса России, региональных властей, бизнеса и экспертного сообщества. Эксперт ИПЕМ представил участникам круглого стола анализ мировой практики углеродного регулирования и подробно остановился на рисках от потенциального ввода трансграничного углеродного регулирования (ТУР) для России.

ИПЕМ: ввод европейской системы трансграничного углеродного регулирования создает угрозу для 14–16% российского экспорта
© РЖД-Партнер

«Вероятное распространение европейской системы ТУР (carbon border adjustment mechanism, CBAM) на энергоемкие отрасли обрабатывающей промышленности (металлургия, нефтепереработка, химическая, целлюлозно-бумажная) и электроэнергетику, которые в настоящее время участвуют в европейской системе торговли квотами (EU ETS), грозит им дополнительной финансовой нагрузкой, - сообщил Александр Григорьев. - Российский экспорт продукции этих отраслей в ЕС составляет $58–$74 млрд или 14–16% всего российского экспорта (в зависимости от детализации анализа)».

Такая политика Евросоюза дискриминирует российских производителей по отношению к компаниям из ЕС, но не только российских. По мнению ИПЕМ, кооперация и выработка единой политики с другими экспортерами энергоемкой продукции может помочь противостоять дискриминационным мерам, которые, помимо прочего, вступают в противоречие с нормами ВТО.

Эксперт ИПЕМ указал, что в рамках европейской системы торговли квотами не ведется учет климатических проектов (к которым относятся меры по увеличению поглощения углерода из атмосферы), поэтому возможно отсутствие такого учета и в рамках ТУР. «Однако в России именно такие проекты рассматриваются как основа формирующейся системы углеродного регулирования. Отказ от их учета не соответствует принципам Парижского соглашения (которое не ограничивает методы регулирования выбросов CO2) и одновременно не отвечает интересам России», - отметил Александр Григорьев.

Российская энергетика в целом отличается низким уровнем выбросов парниковых газов благодаря структуре генерирующей мощностей, а также активной модернизации электростанций в последние 15 лет. Однако высока актуальность дальнейшей декарбонизации ЕЭС России.

Классический набор мер по декарбонизации энергетики включает развитие возобновляемых источников энергии (ветер, солнце), а также безуглеродных мощностей (АЭС и ГЭС) и низкоуглеродных объектов (ТЭС на природном газе). Европейская климатическая политика предполагает проведение декарбонизации в первую очередь на основе ВИЭ. «Россия по целому ряду объективных причин, в том числе географических, не может наращивать долю ВИЭ-генерации такими же темпами, как в Европе. По этой причине следует настаивать на учете развития безуглеродных и низкоуглеродных мощностей в качестве мер декарбонизации энергетики. ИПЕМ считает обязательным, чтобы при учете косвенных выбросов в рамках ТУР к безуглеродным мощностям относились АЭС и ГЭС», - резюмировал Александр Григорьев.