Как ОФД стал проводником цифровизации бизнеса для розничной торговли и услуг

Сегодня в России, по данным агентства CNews Analytics, зарегистрировано 3,7‒3,8 млн онлайн-касс, в реестре ФНС России присутствует 21 оператор фискальных данных (ОФД), из которых реально работает порядка 10 компаний.

Недавно эксперты CNA представили ежегодный рейтинг и исследование рынка ОФД страны. По данным агентства, «Платформа ОФД» из экосистемы Сбера является № 1 в рейтинге по качеству сервисов и крупнейшим оператором фискальных данных на российском рынке (на 1 марта 2021 г. обслуживала 29% всех онлайн-касс и ежедневно передавала в ФНС 44 млн чеков).

Рассказываем, как меняется рынок услуг операторов фискальных данных.

Как пережили 2020 год

Год 2020, прошедший под знаком пандемийной турбулентности, оказал колоссальную нагрузку на сферу розничной торговли и услуг, представители которой являются клиентами операторов фискальных данных. Всё это отразилось и на рынке ОФД. В пиковые периоды действия ограничений, в конце марта — начале апреля, количество активных касс и объём пробиваемых чеков снижались примерно в два раза, и далее в течение оставшейся части года шло восстановление рынка.

В сложное для бизнеса время «Платформа ОФД» вводила различные меры поддержки ретейла и партнёров. Часть наших продуктов, например, сервис «Сравнение с рынком», перешла в бесплатный формат, обеспечивая предпринимателям помощь в анализе ситуации и принятии решений.

Период восстановления индустрий торговли и услуг сопровождался ростом кассовой дисциплины розницы. Одним из двигателей этого процесса, а также цифровизации ретейла в целом стала маркировка товаров. ОФД — неотъемлемый элемент внедрения и функционирования всей этой системы, поэтому мы старались обеспечить рознице комфорт и доступность перехода к новым требованиям. В том числе делали бесплатным сервис электронного документооборота, чтобы клиенты успешно вели дистанционный деловой оборот и обменивались электронными документами в рамках работы с «Честным знаком». В продолжение истории поддержки сейчас действуют льготные тарифы на ЭДО.

Важным направлением развития инструментов ОФД стало кредитование сектора розницы. В частности, мы помогали торговым точкам, нашим клиентам, предоставлять с их согласия в банки информацию по торговому обороту, чтобы тем самым облегчить клиентам прохождение скоринга и получение заёмных средств на развитие бизнеса.

Стоит отметить, что в течение года открывались и новые бизнесы, ряд торговых точек увеличивало парк касс. Мы завершили год даже с бОльшим количеством ККТ в нашей системе, чем было до пандемии, и рады, что внесли небольшую лепту в восстановление бизнеса клиентов.

Как изменилась суть ОФД

Базовая задача ОФД сегодня трансформировалась в более «комплексную» услугу. Она включает в себя обслуживание собственных продаж, работу с системой маркировки, с электронным документооборотом, с отчётностью в госорганы. Сейчас этот блок вопросов клиент решает в режиме единого окна, через один канал коммуникаций — оператора фискальных данных. ОФД здесь обеспечивает «прямую» связь клиента с ФНС России и контролирующими органами, являясь надёжным поставщиком для каждой из сторон, что подтверждено множеством государственных лицензий и разрешений.

Другое направление, которое развивают операторы, это работа с агрегированными обезличенными данными. За прошедший год интерес к аналитике и «большим данным» от ОФД кратно вырос. При этом как со стороны регуляторов, так и со стороны рыночных субъектов. Например, количество запросов, поступивших в «Платформу ОФД» по этому направлению, увеличилось в 5‒7 раз. Можно отметить, данные ОФД в прошлом году были одним из источников информации для принятия решений контролирующих органов об изменении ограничительных мер.

Куда движется рынок

Можно выделить несколько трендов, которые двигают рынок.

Сегодня оператор фискальных данных — в первую очередь проводник цифровизации бизнеса для розничной торговли и услуг. Вместе с услугой ОФД клиент получает доступ к электронному документообороту, электронной отчётности и смежным «бухгалтерским» сервисам. Такие инструменты становятся проще, удобнее, доступнее. Это важно для тех, кто сталкивается с ними впервые и пользуется нечасто, — прежде всего для малых компаний и предпринимателей, например, для ИП без сотрудников, которым предстоит перейти на кассы летом 2021 года. А для тех, кто чаще пользуется личным кабинетом и хорошо знаком с возможностями ОФД, — для них появляется дополнительный функционал, интеграции с другими инструментами, решения для разного уровня пользователей, например, сервисы контроля продаж, сравнения с рынком, рекомендаций для открытия торговых точек и т. д.

Активное развитие системы маркировки товаров, нововведения по форматам фискальных документов в этом году предполагают дополнительную нагрузку на кассовую технику и её обслуживание. Наша задача совместно с партнёрами в регионах состоит в том, чтобы сделать эти процессы удобными и малозаметными для клиента. Мы видим, что в этой связи растёт роль сервисных центров на местах, так как клиенты больше доверяют в этих вопросах экспертизе профессионалов по обслуживанию касс.

Ещё один тренд связан с постепенным переходом бизнеса с бумаги на электронные чеки и документы. Растёт доля электронных фискальных документов, отправляемых по СМС и e-mail. Это позволяет ретейлу экономить ресурсы и более плотно контактировать со своим клиентом. В свою очередь и покупатель всё больше пользуется мобильными приложениями, содержащими информацию о чеках и покупках. Таким образом возрастает роль «народного контроля» на основе данных чеков.

В новых законодательных условиях потребуется особое внимание к защите конфиденциальности данных владельцев касс.

С исследованием рынка и рейтингом ОФД можно ознакомиться здесь.