Зеркало экономики

За три месяца 2021 года рост погрузки составил 0,2%. При этом отметим, что первый квартал прошлого года еще не проходил под знаком пандемии, погрузка шла по плану. То есть мы видим органический рост. Конкретно в марте рост погрузки превысил 2%, если точнее — 2,2%. И это лучший с начала года месяц по динамике. Основной вклад внес каменный уголь, самый массовый груз российских железных дорог.

Зеркало экономики
© BFM.RU

Максим Худалов независимый эксперт Март месяц оказался одним из лучших, если помесячно в разрезе смотреть. Связано это, конечно, с восстановлением конъюнктуры на рынках угля, и это повлекло за собой резкий всплеск перевозок угля с начала года. Динамика перевозок по железной дороге — плюс 5,5-5,6%. А показатели марта — плюс 10%. Это имеет свое хорошее обоснование: ситуация торговой войны между Китаем и Австралией на угольном рынке этому способствует. Причем, важно понимать, что происходит еще и рост экспортной отгрузки, которая в сторону портов направляется, поэтому здесь ситуация очень позитивная.

Среди других лидеров — химические удобрения, за первые три месяца 2021 года они прибавили почти 6%. Сейчас благоприятная экспортная конъюнктура, поэтому будем и дальше ждать хороших результатов. И заодно отметим, что наши производители минеральных удобрений намерены вложить в ближайшие пять лет в развитие более полутора триллионов рублей, о чем недавно сообщали СМИ. И рано или поздно такие инвестиции найдут отражение и на результатах погрузки. Сельхозгрузы, это уже стало традицией, продолжают показывать отличные результаты. Зерно в первые три месяца года отметилось ростом почти в 32%.

Агробизнес продолжает радовать своими результатами, довольно большие объемы отправляются зерна на экспорт. И мы понимаем, что, условно говоря, отправлено фактически с начала года порядка 7,5 млн тонн, это прирост 30%. Это связано с тем, что урожай был очень хороший и перспективы достаточно хорошие. Здорово подрастает экспорт лома, и вообще перевозки лома порядка 10% они прибавили, суммарный объем перевозок порядка 3 млн тонн за три месяца. Удобрения достаточно хорошо себя чувствуют на фоне большого спроса на них в мире.

Упомянутые металлургические грузы постепенно сокращают отставание, в марте оно уже меньше процента. И железнодорожники рассчитывают на восстановление этого сегмента, особо отмечая рост экспорта чермета. И вскоре можно ожидать продолжения роста погрузки металлургического сырья — как руды, так и лома черных металлов на внутреннем рынке. Благо, что спрос со стороны металлургов на перевозки есть.

Перспективы у перевозок, на мой взгляд, во втором полугодии также очень позитивные, потому что ценовая конъюнктура мировых рынков сегодня располагает к тому, чтобы объемы экспорта сырьевых материалов, чермета, химической продукции — все это возрастало. Есть также некоторые ожидания того, что и отгрузки нефтяных грузов, которые сильно просели как раз по сравнению с прошлым первым кварталом, будут восстанавливаться. Есть надежда на то, что выход из карантинов западноевропейских стран будет способствовать тому, что потребность в нефтепродуктах тоже будет расти.

Еще раз отметим нефтеналив. К сожалению, он пока демонстрирует отставание. Оно сокращается, но, к сожалению, постпандемийное восстановление идет медленно. И несколько слов о строительных грузах. Железная дорога специализирует свои погрузочно-выгрузочные мощности под прием строительных грузов в тех регионах, где намечены большие объемы дорожного строительства. Реализация строительных нацпроектов в этом году внесет свой вклад, который отразится на погрузке. А пока выделим цемент, он по итогам марта показал плюс 1%. И это — индикатор начала сезона в сегменте жилищного строительства. Ну, а если в целом, то ждем дальнейшего общего роста погрузки. Сейчас на мировые рынки пришло много денег. Это, с одной стороны, привело к росту цен на сырьевые товары, а с другой — это же и способствует росту погрузки.

Ликвидность на мировых финансовых рынках достаточно высокая, это приводит к тому, что цены на сырьевые товары по всему спектру российского экспорта находятся на очень высоких уровнях. Есть надежда, что все базовые экспортные товары будут востребованы на мировом рынке. Значит, и перевозки их будут расти, что будет позитивно сказываться на результатах РЖД и, в общем-то, на результатах российской экономики.

В завершение о прогнозах. Сами железнодорожники уже отмечали, что в апреле будет плюс. Драйверами будут уголь, экспортные поставки продукции черной металлургии и удобрений. И, конечно, контейнеры, уже не первый год стабильно показывающие положительную динамику. Подробности приведем в мае, когда будем обсуждать апрельскую статистику.